9 августа 2020. Память святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0019 августа Православная Церковь молитвенно вспоминает память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Этот искусный врач, живший в Никомедии, в Малой Азии и пострадавший за веру христианскую в 305 г., является одним из самых почитаемых святых-целителей.

Имя Пантелеимон означает «всемилостивый», т.к. он всем безвозмездно оказывал медицинскую помощь, при этом щедро раздавал нуждающимся свое имущество. После принятия Крещения, став христианином, он исцелял болезни не столько лекарственными средствами, сколько верой и упованием на помощь Господа. Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. Он исцелял молитвой и по сей день помогает прибегающим к его помощи в болезнях и скорбях.

image003Мощи целителя, претерпевшего муки были разнесены по всему миру, но большая их часть сохранилась на горе Афон, куда приезжают почитатели целителя со своими просьбами об исцелении.

Одна из самых известных и почитаемых святынь христианского мира, кровь святого великомученика Пантелеймона, хранится в монастыре Воплощения Господня в Мадриде. В течение всего года кровь пребывает в твёрдом состоянии, и только в день памяти мученической кончины святого Пантелеймона 9 августа (27 июля по Григорианскому календарю), без всякого вмешательства человека, она принимает жидкое состояние. Так происходит каждый года с момента, когда пузырек с кровью святого Пантелеймона был принесен в монастырь в 1616 году. image005Это чудо не повторялось во время Первой мировой войны и в год начала гражданской войны в Испании, в 1936-м.

 Великомученика Пантелеймона считают заступником и целителем воинов. Святой помогает всем, кто нуждается в его помощи. Особое покровительство великомученик Пантелеймон оказывает тем, кто стоит на защите интересов и здоровья людей, представителям благородных специальностей. Врачи, спасатели, защитники отечества: военным и морским служащим.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

В народе святой чтится как целитель, врачеватель и заступник воинов. Ему молятся об избавлении от недуга.

В Костроме, при Окружной больницы Костромского округа №1 (г. Кострома, ул. Спасокукоцкого, д. 29/62) возводится церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

image007В 1999 году по просьбе больных и медперсонала 2-й горбольницы, которая в настоящее время является ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1 была создана инициативная группа по строительству больничного храма во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона.

30 августа 2002 года в год 100-летнего юбилея Окружной больницы основанной костромским купцом и благотворителем Ф. В. Чижовым в 1902 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (прибывший в Кострому на празднование 850-летия основания города) освятил фундамент строящегося храма.

image009Федор Васильевич Чижов родился 11 марта (н.ст.) 1911 года в Костроме в семье учителя Костромской гимназии. В начале 20-х годов семья Чижовых переезжает в Петербург. Там он, по окончании гимназии, поступает в университет на математический факультет. Блестяще окончив университет, он преподает в нем и вскоре получает степень магистра философии. В 1840 году Ф.В. Чижов уезжает за границу, где изучает историю искусств. За искусствоведческие статьи, опубликованные в 1840 – 1850-х годах, ему присуждают почетное звание вольного общника Российской Академии художеств. В 1857 году Ф.В. Чижов переселяется в Москву. Он становится редактором-издателем специального ежемесячного журнала «Вестник промышленности» и еженедельного приложения к нему – газеты «Акционер». 7 июля 1902 года благодаря Ф.В. .Чижову в Костроме открылся родовспомогательный приют, расчитанный на 10 бесплатных и одну платную койку.

В 2015 году было принято решение вместо Пантелеимоновской часовни возвести одноименную приходскую церковь.

image011С 2002 до 2019 гг. были выполнены работы по сооружению фундамента храма и частично его стен.

В сентябре 2019 года указом митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта настоятелем Пантелеимоновского храма назначен протоиерей Дмитрий Сазонов (Указ от 5 сентября 2019 № 1955/117-уг), которому поручено также духовное окормление пациентов и персонала ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1».

С сентября 2019 года удалось сделать: вставить окна и двери, довести кирпичную кладку до уровня проектной документации, покрыть кровлю и купол храма, установить крест и электропроводку, воздуховоды и начать работы по оштукатуриванию стен, разработку документации по возведению коммунальных коммуникаций, хозпомещений, приведение в надлежащий вид окружающей территории.

image01326 марта в канун праздника Феодоровской иконы Божией Матери состоялось освящение и водружение креста на главку больничного храма во имя св. великомученика Пантелеимона.при Окружной больнице №1 г. Костромы.

Этого события люди ждали 20 лет. Знаменательно, что водружение креста на купол произошло в неделю, которая Церковью именуется Крестопоклонной.

Особенностью Крестопоклонной недели является вынос креста на середину храма и поклонение ему в ознаменование силы Божией исходящей от Животворящего креста, на котором Спаситель человечества взял грехи мира. Крест служит укреплением нас, верных, соблюдающим плавила Великого поста, где главным правилом является не только правило воздержания от греховных страстей, но помощь и сострадание ближним.

image015Храм на территории леченого заведения служит своей высокой цели -  «лечебницей духовной», лечебницей душ человеческих - больных и страждущих. Его сооружение и последующее служение, как и предполагали инициаторы строительства храма при лечебном учреждении, среди которых назовем как духовных, так и светских лиц – бывшего костромского епископа, а ныне митрополита Астанайского и Казахстанского Александра (Могилева), губернатора Костромской области В. А. Шершунова, главврачей больницы Ю. А. Чуракова и И. А. Богданова, директора ОАО «Строймеханизация» А. П. Яхонтова и его сыновей В. А. и И. А. Яхонтовых и других, должно быть реализовано в ближайшее время.

Возведение Пантелеимоновского храма - это долг нашей памяти перед почившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (+2008), который освятил закладку храма, и перед теми, кого уже нет в нашем мире, но кто желал, чтобы храм в больнице был построен.

image017По замыслу строителей храма, его активная жизнь близ лечебного учреждения даст возможность находящимся в больнице на излечении людям сочетать духовное и телесное врачевание, подаст благодатную помощь для выздоровления и вечного спасения, в котором заключается смысл жизни христианина.

Насущными задачами в настоящий момент являются: возведение модульной газовой котельной, прокладка коммуникаций и введение храма в эксплуатацию.

Приходской совет храма благодарит всех тех, кто приложил свои усилия, пожертвовал средства и свой труд для строительства храма. Еще многое предстоит сделать для того, чтобы храм «ожил» и в нем стали совершаться богослужения.

9 августа 2020 года в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона будет совершена первая Божественная Литургия в сооружаемом храме. Начало Литургии в 9.00. В 11.00 митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершит в храме молебен и освятит закладной камень на месте строительства приходского дома.

Мы обращаемся ко всем жертвователям и благотворителям – давайте воплотим доброе начинание и построим храм вместе!

Помогите – и Бог, сторицей через благодарность людей приходящих в храм воздаст вам все «благое и полезное» (2 Кор. 9:8).

image019ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ХРАМ МОЖНО ПЕРЕВОДИТЬ

на карту Сбербанка:

2202 2012 1293 0859

На банковский счет:

Местная религиозная организация православный приход во имя святого великомученика  и целителя  Пантелеимона города Костромы Костромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ИНН 4401196090, КПП 440101001, ОГРН 1204400002432,

р/с 40703810300000000201 в ООО «Костромаселькомбанк»

В начале прошлого века при храме святых мучеников Александра и Антонины в костромском Селище  существовало Пантелеимовское общество трезвости, членами которого в 1911 г. значилось 120 человек

image021Молитвословия

Тропарь, глас 3

Страстоте́рпче святы́й и целе́бниче Пантелеи́моне,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегре́шений оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак, глас 5

Подража́тель сый Ми́лостиваго/ и исцеле́ний благода́ть от Него́ прие́м,/ страстоте́рпче и му́чениче Христа́ Бо́га,/ моли́твами твои́ми душе́вныя на́ша неду́ги исцели́,/ отгоня́ при́сно борца́ собла́зны от вопию́щих ве́рно:// спаси́ ны, Го́споди.

Величание

Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й, великому́чениче и целе́бниче Пантелеи́моне,/ и чти́м честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́ претерпе́л еси́.

image02310 августа совершается празднование явления иконы Смоленской Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Лик Божией Матери на Смоленской иконе был написан при ее жизни апостолом и евангелистом Лукой для Антиохийского правителя Феофила и поставлен был им в церкви г. Антиохии. После смерти Феофила, икона была перенесена в Иерусалим, затем в V веке в Константинополь и поставлена во Влахернском храме. С этого времени, она ознаменовала себя многими знамениями и чудесами. После исцеления после молитвы перед иконой двух слепых, она стала именоваться «Одигитрия», т. е. «Путеводительница». По преданию, греческий царь Константин Мономах, выдавая в 1046 г. свою дочь Анну за русского князя Всеволода Ярославича, благословил ее святой иконой Одигитрии. После смерти мужа, княгиня Анна благословила этой иконой своего сына Владимира Всеволодовича Мономаха, который став в 1097 г. Смоленским князем, принес в 1111 г. эту святую икону в дар устроенному им Смоленскому соборному храму. С того времени святая икона, называется Смоленской, служа залогом покрова Царицы Небесной над землей Русской. Перед этой иконой просят об избавлении от слепоты.

В этот день престольный праздник в Смоленском храме Богоявленско-Анастасьина монастыря, в  Воскресенской церкви д. Любовниково, Костромского р-на, где долгое время находился чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери из разрушенного в 30-е годы, а ныне восстанавливающегося, Богородицко-Игрицкого монастыря.

image025Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители – ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора. Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился опустошительный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако, защищаемый чудесной силой Божией настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым. В 1824-25 годах, попечением преподобного Макария (Глухарева), просветителя Алтая и одного из выдающихся русских миссионеров и ученых ХIХ столетия, бывшего в то время настоятелем Богоявленского монастыря, юго-западная башня обители с находящимся на ней иконописным изображением Божией Матери была перестроена в церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.

image027В 1847 году в Костроме вновь случился пожар, уничтоживший внутреннее убранство Смоленской церкви, однако, как и в пожаре 1779 года, Смоленская икона Божией Матери вновь осталась невредимой. Стараниями благочестивых костромичей настенный образ Смоленской иконы Божией Матери был обложен драгоценной сребропозолоченой ризой. Многие годы оклад украшал древнюю святыню, прославившуюся не только тем, что она сохранилась в огне двух пожаров, но и многочисленными чудотворениями, являемыми через нее силой благодати Божией.

В 1920 году, несмотря на активное сопротивление верующих, Смоленская церковь, вслед за упразднением Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы, была закрыта. Вся утварь храма, а вместе с ней и драгоценная риза Смоленской иконы Божией Матери, были конфискованы губернской комиссией по изъятию церковных ценностей.В 1990 году Смоленский храм, в котором долгие годы находились различные учреждения, был возвращен Церкви и возрождаемому Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю. Смоленская-Костромская икона Божией Матери, некогда сохраненная в огне опустошительных пожаров, оказалась сильно поврежденной. 23 ноября 2004 года для Смоленской-Костромской иконы Божией Матери была освящена новая драгоценная риза.

Иконы Смоленская, именуемой "Одигитрия" (Путеводительница) (тропарь, кондаки и молитва)

Тропарь, глас 4:

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи, // Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак, глас 6:

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, // предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Ин кондак, глас 6:

Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице, / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся / и Тобо́ю хва́лимся, / Твои́ бо есмы́ раби́, // да не постыди́мся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

Молитва

О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!

Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия: можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти. Разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Его же умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Макарию (Глухареву) Алтайскому и Болховскому
глас 4
Христовою любовию подвизаемь, благовестити веру истинную пришел еси народом Алтайским, преподобне, отче наш Макарие, словом и житием тех наставляя, привел еси многих ко спасению,/ егоже сподоби и нас молитвами твоими.

image029Кондак преподобному Макарию (Глухареву) Алтайскому и Болховскому
глас 3
Языческаго зловерия избегше, проповедию твоею Творца светов познахом. Ему же в Троице покланяющеся,/ молим тя, равноапостольне Макарие, сохраняй чада твоя в истинней вере Христовой предстательством твоим пред Богом.

Преподобный Макарий, архимандрит (Глухарев Михаил Яковлевич; 8 ноября 1792 — 18 мая 1847 гг.) — основатель Алтайской Духовной Миссии. Обучался в Вяземском духовном училище и Смоленской Духовной Семинарии, после окончания которой был оставлен в ней преподавателем латинской грамматики. В 1817 году закончил Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. 18 июня 1817 года — инспектор Екатеринославской Духовной Семинарии. Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года. С 20 февраля 1821 года — ректор Костромской Духовной Семинарии. 21 декабря 1821 года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. В начале 1825 года по собственному прошению уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, в конце того же года переселился в Глинскую пустынь. 5 июля 1829 года выехал в Москву, где принял благословение на миссионерские труды от митрополита Московского Филарета (Дроздова).

30 сентября 1829 года прибыл в Тобольск. 3 августа 1830 года с двумя сотрудниками из тобольских семинаристов отправился на Алтай. 26 августа 1830 года они прибыли в Бийск. 7 сентября 1830 года отец Макарий крестил в Улале молодого алтайца Блеску, назвав его Иоанном. Этот день алтайскими миссионерами считался днем основания Миссии. За тринадцать с половиной лет миссионерского служения на Алтае отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Из-за болезни по собственному прошению был уволен из Миссии и определен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии. 4 июля 1844 года отбыл из Улалинского стана Миссии в Болхов.

Скончался 18 мая 1847 года в Болховском монастыре. Был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря. На месте его погребения были устроены два придела - Воскресения Христова и Воскресения Праведного Лазаря.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Сергий (Моряков 1898 – 1967)

Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.

Подробнее...

Статьи

Таинство брака (венчание)

Таинство брака это священнодействие, в котором жених и невеста, после их свободного обещания взаимной верности и любви перед алтарём храма, по молитве священника соединяются в одно существование, в образ союза Христа и Церкви, и в таком единстве любви получают Божие благословение на рождение и христианское воспитание детей. Священное Писание говорит нам о браке, как о Божественном установлении: «Потому оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 11,24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,4-6).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: