Священник Соколов Александр Иванович (1888-1953)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Александр Иванович Соколов родился 5 декабря 1888 г. по новому стилю [22 ноября ст. ст.] в деревне Каменка Никитской волости Кологривского уезда Костромской губернии в семействе бедного крестьянина-пимоката Ивана Гермогеновича Соколова. В семье было семь детей.

С 10 до 13 лет Александр Иванович обучался в Каменской школе грамоты. В 1904 году он поступил во второклассную Георгиевскую школу в селе Георгиевское. Помог поступить ему революционер А. П. Крылов, погибший в ссылке в Енисейской области во время восстания заключенных. Учась в Георгиевской школе, он познакомился с революционером И. Е. Любимовым, будущим наркомом легкой промышленности СССР и ближайшим сподвижником Блюхера, в 1937 году репрессированным и расстрелянным.

После окончания в 1907 году учительской Георгиевской школы Александр Иванович устраивается служить приказчиком на завод Монро в Кологривском уезде. Здесь за распространение нелегальной литературы и за переписку с революционерами А. П. Крыловым и И. Е. Любимовым он был сдан под надзор полиции на три года. В 1908–1911 годах и часть 1912 года он скитался и служил у разных лесовладельцев: то у Макарова, то у Бриля в компании. И везде был уволен как «опасно заразный» элемент.

Оставшись без работы, он разочаровался в революционном движении. Ему удалось устроиться с 1 ноября 1912 года псаломщиком в Троицкую церковь села Заингирь. Двенадцать лет он служил в церкви псаломщиком. У него с его женой, Надеждой Ивановной, родились четыре дочери и двое сыновей.

Одновременно со службой псаломщиком в с. Заингирь он открыл общество потребителей и работал в нем счетоводом с 1916 по конец 1924 года. В это же время работал инструктором счетоводов в районе от Мантуровского Союза Кооператоров.

В конце 1924 года Советская власть запретила ему заниматься подобной деятельностью как служителю культа. Жить с семьей в восемь человек на деньги псаломщика, не имея подработок, было непросто. Участок земли был небольшой. И они с женой решили уехать на Урал, поближе к родной сестре жены, которая в то время с семьей жила в Карагайке Верхнеуральского района Челябинской области.

По рассказам моего отца, мой дед, Александр Иванович, получил новое назначение в конце 1924 года в одну из церквей на Урале в Челябинской области. Ехали они с семьей с шестерыми маленькими детьми долго. А по приезде на место выяснилось, что церковь закрыли. Он с семьей поселился в п. Урляды Челябинской области и с 1925 года стал служить псаломщиком в местной церкви.

В том же 1925 году был рукоположен и назначен священником в церковь пос. Воронинский Уйского района. А затем в 1928 году — священником в пос. Краснинский Верхнеуральского района и служил в местной церкви до ее закрытия в январе 1930 года.

В 1930 г. как служителя культа его лишили избирательных прав. Последующие шесть лет он работал в 1930-м году — в Карагайском бору чернорабочим. В 1931 году — в Уйском — счетоводом от Верхнеуральского райпотребсоюза и счетоводом в Бабарыкинском с/ж. А в 1933 году — счетоводом в Верхнеуральском с/т.

От лишения его избирательных прав страдала и семья. Дети лишенцев не могли поступить в вузы, родители — занимать какие-либо должности, вступать в профсоюзы. А в то время в семье было уже семеро детей! В 1935 году, как житель пос. Форштадт, он написал прошение в Верхнеуральский райисполком, затем Магнитогорский окружной исполком и Челябинский исполком о восстановлении его в праве голоса. И везде получил один и тот же ответ: «Соколов А. И. лишен в избирательных правах как служитель культа до 1931 года. Общественно полезным трудом не занимался. На основании ст. 15, п. А Инструкции ВЦИКа о выборах в Советы в ходатайстве гр. Соколову отказать».

Дед был разочарован действиями властей и опять легально или нелегально начал заниматься своими церковными обязанностями — крестить детей и венчать.

Но уход на гражданскую работу в связи с закрытием церкви в п. Краснинский и лишение избирательных прав в 1930 году не помогло священнику избежать репрессии. Возможно, его обращение в исполнительные комитеты сыграло для него роковую роль. Он попал еще раз в поле зрения НКВД.

В 1936 году НКВД провели обыск в доме, где жил о. Александр с семьей в г. Верхнеуральске. Очевидцы тех событий утверждали: «В доме перевернули все. Почти все выбросили на улицу. На улицу НКВД-ки выкинули даже подушки».

Священника арестовали и осудили на 10 лет по ст. 58-10 УК РСФСР за «контрреволюционную агитацию». До 1943 года находился в тюрьме г. Магнитогорска.

Его супруга, не имея средств к существованию, уехала в п. Карагайский к родной сестре, а трех младших детей раздала по старшим дочерям. Михаил (1924 г. р.) попал в семью сестры Валентины (1917 г. р.), а младшие сестры — Катя (1929 г. р.) и Лена (1919 г. р.) — в семью самой старшей сестры Марии (1913 г. р.).

В 1942–1943 годах Сталин разрешил открыть ряд церквей, и с этой целью сотрудники НКВД прибыли в Магнитогорскую тюрьму (поселение) для отбора кандидатур. Там отбывал свой срок А. И. Соколов. Его досрочно освободили. Вышел он из заключения глубоко больным. Его мучал постоянный кашель, не давал нормально дышать. Шесть лет тюрьмы дали о себе знать. Служить священником в церкви он уже не мог ввиду болезни и работал бухгалтером в различных организациях. Одним из таких мест работы был колхоз с. Ахуново и в г. Верхнеуральске.

Священник Александр Иванович Соколов воспитал пять дочерей и двух сыновей. Двое сыновей, как и все зятья — участники Великой Отечественной войны. Все они награждены орденами и медалями. Три зятя не вернулись с полей сражений.

Человек, не смотря ни на какие жизненные перпетии продолжал работать, кормить еще не определившихся в жизни, двух дочерей и жену.

Умер Александр Иванович Соколов в 1953 году и похоронен на кладбище г. Верхнеуральска у входа в восстанавливаемую в настоящее время церковь Всех Святых.

Текст: Соколов А. М. Он жил с верой // Нейские вести :
общественно-политическая газета. URL: neya.smi44.ru/2020/11/07/on-zhil-s-veroj

Архивные источники

Церковь Троицы Живоначальной в Заингири (каменная)Костромская обл., Нейский р-н,Троицкая с. Заингирь деревянная, с такою же колокольнею; построена в 1864 г. на средства прихожан. Церковь мала и требует капитального ремонта. С разрешения Костромской духовной консистории, от 23 января 1892 г., выстроен на средства жертвователей и прихожан новый каменный храм с такою же колокольнею, в настоящее время освященный. Кладбище при церквах и с ними огорожено дерев. забором. В деревянной церкви один престол - в ч. Святой Троицы; в каменном - три: в холодной а) в ч. Святой Троицы, в теплой б) во имя святит. Николая, в) преп. Серафима Саровского. Расстояние от Костромы 225 в., от Кологрива 50 в. Кирпичная церковь с декором в псевдорусском стиле, построена в 1892-1900-х на средства прихожан. Основной объём храма - image003двусветный пятиглавый четверик. С запада к нему примыкают четырёхстолпная трапезная, в которой были устроены Никольский и Серафимовский приделы, и трёхъярусная шатровая колокольня. Закрыта в 1936, долго пустовала. В 1960-х годах здесь устроили зернохранилище. К сожалению, традиционно для того времени, иконы из Троицкого храма были частично похищены, частично уничтожены (ими закрывали зерно, по ним ходили, ими забивали окна). То, что храм сделали зернохранилищем, – нашли ему хоть какое применение, – отчасти его спасло (ведь в окрестных селениях храмы в ужасающем состоянии и восстановлению уже не подлежат), но для полов храма это обстоятельство стало роковым. Указом от 19 июля 2002 года архиепископ Костромской и Галичский Александр в связи с обращением верующих благословил открыть Троицкий приход в селе Заингирь, приписав его к приходу святителя Николая села Коткишево. Восстанавливается с нач. 2000-х.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фильм о матушке Ангелине

Фильм костромской областной телерадиокомпании «Русь» повествует о подвижнице благочестия монахине Ангелине (Борисовой, 1886-1924), которая подвизалась в лесной келии, неподалеку от с. Верхний Березовец, Солигаличского района.

Подробнее...

Статьи

Таинство брака (венчание)

Таинство брака это священнодействие, в котором жених и невеста, после их свободного обещания взаимной верности и любви перед алтарём храма, по молитве священника соединяются в одно существование, в образ союза Христа и Церкви, и в таком единстве любви получают Божие благословение на рождение и христианское воспитание детей. Священное Писание говорит нам о браке, как о Божественном установлении: «Потому оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 11,24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,4-6).

Подробнее...