Проповедь в день памяти святителя Николая

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

Братия и сестры! Имя прославляемого ныне великого святителя и чудотворца Николая означает «побеждающий людей» или «победитель народов». Нам неизвестно, почему именно такое имя дали ему родители. Быть может, они желали видеть в нем будущего славного полководца, ибо в те времена такой выбор жизненного пути, как считалось, вел к славе и почету. Но выбор был сделан юношей в совсем иной, чем военная, плоскости бытия. И все же, почему же церковное песнопение, прославляющее святителя, не имеющего никакого отношения к военным подвигам, говорит, что житие святителя Николая было сообразно его имени? «По имени твоему, тако и житие твое» - поем мы за Всенощным бдением.

Какими же качествами мог угодник Божий был подобен тем победоносным покорителям народов, которые руководствовались поиском славы и побед на поле брани, почестей и громких похвал? Что общего и милостивого и кроткого подвижника молитвы с людьми, которые в погоне за славой, богатством и почестями проливали неповинную кровь и заставляли жертв своих амбиций лить горестные слезы? Ведь о нем говорится в акафистном песнопении, что он «слезу всякую отъял от лица лютее страждущих» и что его молитвами перед Богом «отгонится рыдание»? Как совместить похвалы Церкви о святителе как победителе и полководце и нашими человеческими представлениями об образе полководца и завоевателя?

Если мы вдумаемся в слова молитв обращенных к святителю, то нам станет понятен смысл слов величающих святителя. Ибо те, кто по заповеди Спасителя шел вслед Его пути, полного скорбей и отдачи себя на служение Богу и ближним, те воистину были победителями смерти. Не желая славы при своей жизни, они прославляются нами потому, что отдали себя другим и за других. Победив страсти, ведущие к смерти души и тела, они стали великими полководцами. И подвиг их вечно живет в сердцах людей.

Святитель Николай, победитель страстей, воистину стал победителем народов, но не силой воинского оружия он одержал победу над противником, а силой сострадательной и действенной любви. «Мы отче Николае, любовию твоею побеждаеми, вопием ти, сице: Радуйся Николае, великий чудотворец!» - такими словами мы восхваляем подвиг кротости и правды, смирения и любви, который совершил великий молитвенник святитель Николай, ставший для нас «правилом веры».

Поэтому люди и обращаются к святителю с горячей молитвой о помощи в свих скорбях, твердо надеясь на его человеколюбивое сострадание к ним, и веруя в силу его молитв перед Богом: «Весь еси всем, воистину , помощник, богоносне Николае…Слышаша ближние и дальние величие чудес твоих…проповедует мир весь тебе… скорого в бедах заступника».

Святитель Николай, по образу Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, будучи «всем для всех» (1Кор. 9,22), был воистину недужным исцелитель и защитник нуждающимся, плачущим – утешитель, бедствующим – избавитель, страждущим – отрада, сиротам – отец, и всем, во всякой нужде и обстоянии – скорое прибежище и помощь.

Вот под покровом ночной тишины, избегая свидетелей и похвал, щедрой тайной милостыней он спасает целомудрие и доброе имя трех несчастных сестер-девиц и их обнищавшего малодушного и маловерного отца. Вот спасает он от смерти трех, невинно осужденных. Вот приходит на помощь терпящим бедствие мореплавателям. Вот спасает от голода целый город.

Помощь страждущим была такой насущной потребностью его души, что он, не дожидаясь просьб о помощи, сам разыскивал нуждающихся. Всюду и своевременно являлся с помощью и ободрением.

Братия и сестры! Мы, сегодня собравшиеся в храме твердо веруем, что он поможет и нам, в нашем нелегком жизненном пути: «Радуйся победы тезоименитель!» - обращаясь, воспеваем мы к нему.

Он победил в себе ветхого человека, преодолев в себе соблазн плоти и мира. Он победил гонителей веры своей кротостью и любовью к ним. Он победил лжеучителей своим бесстрашным и мужественным исповеданием правой веры. Он стал победителем неправды в деле защиты неповинно осужденных. Он победил полчища человеческих страстей. И как при жизни, так и по смерти своей отдавал и отдает свою любовь людям.

Он покорил своей любовью мир не только православный, но и инославный. Ибо все обращаются к нему за помощью. Он победитель смерти, как и Живоначальный наш Пастырь – Христос. Он полководец – ибо с его именем и помощью мы идем в бой со своими страстями и его предстательством пред Богом выходим победителями своих свбялюбивых устремлений и горделивого превозношения. Он оправдал свое победоносное имя – Николай.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Аминь

1973 г.                                               Воскресенский кафедральный собор.

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Иустин (Полянский) епископ Уфимский (+1903)

Память 26 сентября, в Соборе Воронежских святых – 4 сентября и в Соборе Крымских святых – 15 декабря.

Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. При крещении был назван Михаилом. Сын диакона с. Богатырева. Михаил Евграфович ПолянскийВ 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сентября 1854 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября - в сан иерея. В 1864 году овдовел и 1 июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.

Подробнее...

Статьи

Принципы и основные положения практик собирания церковной общины на примере руководств Н. Неплюева и епископа Макария (Опоцкого)

Изучение опыта строительства, собирания, жизни и деятельности христианской общины в настоящее время не потеряло своей актуальности. Яркими представителями обновления христианской общинной жизни в начале ХХ века стали Н. Неплюев и епископ Макарий (Опоцкий). Анализ документов и исторических материалов позволил определить главные мотивы объединения людей, которыми являются христианская любовь и единение в вере. Крестовоздвиженское братство Н. Неплюева дало будущим поколениям опыт объединения людей, который затем, в начале 1920-х годов способствовал возникновению т.н. «приходской революции» - объединению в братствах, отстоявших Церковь от ликвидации ее в после революционные годы. Опыт приходских православных братств и сестричеств способствовал сохранению церковных объединений вплоть до конца 1940-х годов и осуществлению свидетельства о вере в советском обществе.

Подробнее...