| | vivaspb.com | finntalk.com

Новый год 2018

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0021 января Новый год по григорианскому календарю (в отличие от юлианского – 14 января). Строго говоря, Православным Новым годом является Пасха Христова. Но в церковном календаре содержится пять новогодних праздников: один — собственно православный — Пасха Христова, и четыре светских, относящихся к разным историческим эпохам: один в марте, один в сентябре и два в январе: по новому и старому стилю. Январский Новый год по юлианскому календарю следует логике – Рождество Христово, за ним - Новый год. Новый год — это повод ещё раз оглянуться на прожитую жизнь, критически взглянуть на свои дела, слова, мысли и чувства, оценить пройденный путь и сделать выводы. Это повод молитвенно поблагодарить Бога за то, что Он дал нам возможность прожить ещё год, повод попросить у Него прощения за совершённые в этот отрезок времени грехи, а также благословения и сил на год наступающий.

image001image003Надо сказать, что символами Нового Года являются символы Рождества: зеленая новогодняя ель символизирует блаженную вечность, звезда на вершине ели — Вифлеемская звезду, по которой волхвы нашли путь к колыбели Младенца Иисуса, свечи украшающие ель — символ Христа, ставшего Светом миру. Новогодние подарки, которыми мы одариваем друг друга в Новый год, восходит к дарам волхвов Богомладенцу Христу, которые принесли Ему золото, ладан и смирну. Даже образ Санта Клауса - Деда Мороза имеет христианский смысл - он восходит к образу святителя Николая Чудотворца, спасшего от бедности детей с помощью тайной благотворительности (память святого отмечается 19 декабря). Вся новогодняя символика — своеобразный синтез христианских и светских традиций. Поэтому Новый год можно по праву назвать преддверием Рождества.

image004Не запрещено ли православному праздновать Новый год? Нет, не запрещено. Дело тут в том, как праздновать. Если празднование Нового года несет людям радость, оно допустимо. Главное ведь, чтобы все было в меру. Помните, идет Рождественский пост. Воцерковленные люди знают, что конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и над нашей слабой верой, испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. Поэтому надо помнить, что не только Новый год, но и любой праздник можно наполнить различным содержанием и смыслом. В Новый год самое время подвести итоги, построить планы на будущее. Возрождается старая дореволюционная традиция, когда в начале новогодней ночи вся семья становится на молитву, в которой просит Бога мира и помощи во всех делах. Принято 31 декабря посетить церковь и помолиться за новогодним молебном, в полночь пригубить бокал шампанского, покушать фруктов, вместо обычных тостов прочитать отрывок из Евангелия. Входит в обиход традиция встречать Новый год в храме, где можно исповедоваться и причаститься, чтобы начать новолетие чистой душой и с Богом.

image005Не надо забывать о том, что утром 1 января мы должны проснуться с чистой совестью, без сожаления о том, как мы провели прошедшую ночь. Недаром, 1-го января воспоминается память св. муч. Вонифатия, которому молятся о помощи в избавлении от с пьянства.

Разница между Дедом Морозом и Санта Клаусом.

Происхождение Деда Мороза связывают со славянской мифологией и фольклором. Именно в те незапамятные времена, согласно легендам, суровые зимние морозы стали персонифицироваться и нашли своё воплощение в мощном и сильном герое по имени Морозко. Впоследствии он стал называться Дедом Морозом. Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей. Снегурочка – внучка Деда Мороза, которая повсюду его сопровождает. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

image006

Санта-Клаус (Santa Claus) — сказочный (фольклорный) персонаж, приносящий подарки детям на католическое Рождество. Прообразом Санта-Клауса стал один из самых почитаемых христианских святых Николай Мирликийский (Санта — "святой", Клаус — "Николай"). Этот святой известен, прежде всего, своей благотворительной деятельностью: при жизни он помогал беднякам, делая подарки их детям, при этом, не афишируя добрые дела.

В детстве Дед Мороз представлялся довольно-таки небезопасным: он и птичек-белок на лету морозит, и плохих Ленивиц жабами пугает, а хорошей Падчерице дает всякие материальные блага только после суровых испытаний.

Санта-Клаус же, он же, св. Николай, детишек хотя и попугивал розгами (как в замечательной, чудесной книге нашего детства "Серебряные коньки"), но подарки все равно дарил всем, по носкам раскладывал. А кроме того, он передвигался, летая на оленях, иногда проникал в дом через трубу и приятно наигрывал Джингл Беллз. Санта Клаус ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Имя "Санта Клаус" впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа взят Святой Николай Мирликийский (см. далее). Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus". Годом позже появился целый стихотворный отчёт о визите Санта Клауса вышедшее из под пера Климента Кларка Мура (профессионального стоматолога). Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти Хандона Сандблома - американского художника.

Как Дед Мороз, так и Санта-Клаус имеют мало общего со святым, которого некоторые считают их прототипом. Скорее всего, имеет место смешение различных легенд в одну.

Святой Николай жил в 4 веке. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Святой Николай был богат, и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно – подкладывая подарки в окна.

И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их для блуда, Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

Однако Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами, который творил и при жизни и после смерти.

Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только послушным детям, а шалунов наказывал.

Поэтому на праздник Святого Николая, который православная церковь отмечает 19 декабря (по новому стилю), а католическая 6 декабря, дети всегда получают подарки от Святого Николая.

Как видите, Санта-Клаус (изначально возникший как добрый эльф) и Дед Мороз (изначально бывший просто Морозом – покровителем зимы) имеют мало общего со Святым Николаем. Объединяют их только любовь к детям, и обычай дарить подарки.

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Благовещенская, 1898-1938)

Память 26 февраля/11 марта

Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Апполосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии.

Подробнее...

Статьи

Святые места Востока: Тема путешествий в литературе второй половины 19 в.: По материалам библиотеки Костромского общественного собрания (1906 г.)

С 1866 г. в части главного дома городской усадьбы Карцовых[1] размещалось Костромское общественное собрание (1866 – 1917), содержание которого, по утверждению В. Н. Бочкова, в основном, осуществлялось на штрафы, взимаемые за карточную игру в ночное время. В собрании читались публичные лекции, устраивались концерты. «Здесь имелась превосходно подобранная большая библиотека с читальным залом, куда выписывались десятки газет и журналов» [1, с. 73]. Как о «самой большой в городе библиотеке» вспоминал и большевик В. Н. Соколов: «Огромные шкафы во все стены до потолка. И ряды шкафов посреди комнаты, только узенькие между ними проходы оставлены. … Библиотека много лет собиралась. Ещё помещиками при крепостном праве. … Собиралась и существовала только для членов клуба» [14, с. 59 – 60]. О количественном и содержательном составе фонда библиотеки могут свидетельствовать каталоги прекрасной сохранности, последний из которых относится к 1906 г.[4]. Представляется небезынтересным обратиться к некоторым из литературных источников, составлявших библиотеку.

Подробнее...