Социо-просветительский проект Костромского церковно-исторического общества «Костромская Голгофа»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

DSC06339Проект «Костромская Голгофа» прошедший в семи школах г. Костромы поднимает большой пласт общественной жизни Костромской земли первой половины двадцатого века. Своей целью он полагает возвращение исторической памяти, и в частности, имен священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений, что является актуальным в юбилейный год 100-летия Февральской и Октябрьской революций 1917 года, и важным для восстановления связи поколений.

Вовлечение детей, молодежи, в процесс изучения истории своей «малой Родины» - это живая интересная работа, которая стала частью большой программы совместного проекта Администрации Костромской области и Костромской митрополии Русской Православной Церкви «Открывая двери храма», которая также реализуется на территории Костромской области.

Параллельно с ним, в рамках проекта «Костромская Голгофа» созданы и представлены: передвижная мобильная выставка (15 стендов в формате roll up), буклеты «Новомученики и исповедники Костромского края», слайд- презентация проекта «Костромская Голгофа», с показом посвященных, пострадавшим в годы гонений на Церковь.

В течение учебного года выставка и буклеты становятся наглядным пособием историко-краеведческой работы с участием школьников в форме открытых уроков, бесед, интересных тематических встреч, сочинений, поисковой работы. С точки зрения возрастной психологии подростки крайне нуждаются в героях, а тем более им близки и понятны судьбы людей, живших на земле их малой Родины, их предков, которые являли примеры мужества, терпения и любви.

Данный проект наглядно показывает, что духовно-нравственное воспитание столь же осязаемо, как и любой другой предмет общеобразовательного курса нашей школы.

Процесс работы проекта выглядит так. За неделю до приезда проекта «Костромская Голгофа» в школу, учащимся 8-11 классов организаторы предлагают написать тематическое сочинений-эссе, которые пишутся до начала «Недели выставки»:

- «Положение Православной Церкви в России в первой половине ХХ-го века»;

- «Жизнь и судьба наших земляков, за веру в 20-м веке пострадавших»;

- «Каким может быть подвиг верующего человека»;

- «Как вера в годы Великой Отечественной войны помогала».

Параллельно готовятся доклады и выступления, составляется поэтапный план мероприятий. Собранный организаторами классные наставники и школьный актив знакомят учащихся с итогами подготовительной работы. Всю неделю проводятся тематические классные часы, проходит знакомство с материалом, проводятся экскурсии.

Затем проходит школьная конференция, на которой организаторы и победители конкурса сочинений-эссе проводят совместные выступления.

В конце недели подводятся итоги работы «Недели выставки «Костромская голгофа» в школе». Отмечаются лучшие учащиеся и педагоги. По итогам городского проекта определяются и награждаются победители проекта, которые премируются подарками, призами и поездкой по храмам и монастырям Костромской епархии.

Предполагаемый охват целевой группы, на которую направлен проект (программа)

200 школьников в каждой школе, итого 2000 человек только за первый год работы проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта (программы):

Подбор и обучение основам исследовательской, историко-архивной работы актива из числа учащихся школ. Дети получат сведения о малоизвестных фактах истории страны и судьбах людей, что несомненно вызовет интерес и побудит их к исследовательской работе: поиску информации и сведений о репрессированном духовенстве в архивах, библиотеках, написанию рефератов, сочинений, оформлению стендов памяти. Сведения о репрессированном духовенстве поможет некоторым восстановить память о своих родственниках. Разовьет навыки исследовательской и архивной работы, что несомненно подготовит их к самостоятельному творчеству и поможет в освоении выбранной специальности.

Фотогалерея

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Никита

Преподобный Никита, память которого совершается 28 сентября – ученик, и родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 1365 г. в Подмосковье.

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

Подробнее...

Статьи

Сборник трудов Ярославской духовной семинарии

Сборник трудов Ярославской духовной семинарии включает в себя статьи преподавателей старейшего духовного учебного заведения Верхнего Поволжья. В центре внимания исследователей ду-ховной школы – вопросы понимания и истолкования библейского текста, современная оценка процессов происходящих в мировой и отечественной истории и культуре, публицистика.
Сборник адресован научным работникам, преподавателям духовных  и  светских  учебных  заведений,  аспирантам,  студентам, всем интересующимся развитием богословской науки и духовного образования.

Подробнее...