Рецензия председателя костромского отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество»протоиерея Дмитрия Сазонова на роман члена Совета КО ИППО Алексея Александровича Федотова «Свет во тьме».

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image001"Несомненной заслугой автора является светлый духовный настрой" 

 В 14 номере "Роман-газеты" за 2020 год вышел исторический роман ивановского писателя, профессора Ивановского филиала Института управления, члена Костромского отделения ИПППО А.А. Федотова. 

«Роман-газета» самый популярный, самый массовый журнал художественной литературы в России, созданный А.М. Горьким в 1927 году. Все значительные произведения отечественной прозы печатались и печатаются в этом журнале. Поэтому публикация романа автора из Верхневолжского региона на его страницах - определенное событие в культурной жизни наших областей. 

Произведение заинтересует читателя,   в первую очередь,  своим неординарным подходом и искренностью позиции автора во взгляде на церковно-государственные отношения в разные исторические периоды. Особенно тот, который было принято в нашем народе называть «периодом застоя» - «брежневской эпохой» и тот «горбачевский», когда в результате "перестройки" менялись общественные отношения в стране, а вместе с ним и положение Русской Православной Церкви.

В представляемой трилогии, на примерах действующих лиц и ситуаций (персонажи вымышленные и собирательные), автор не боится показать «острые углы» раскрывая перед читателем взаимоотношения между представителями власти и обществом, между людьми верующими и не верующими, происходившие в реальности на протяжении с 1968 по 1991 гг. Используя прием чередования  художественных и исторических текстов, вымысла и реальности, объективных и субъективных   данных о происходящих событиях той эпохи, А. А. Федотов, тем самым, подводит читателя к пониманию объективных оценок исторической эпохи, основ духовного надлома советского государства, идеология которого была построена на безбожии, лжи и лицемерии. Именно безбожие построенное на лжи и насилие над свободой и совестью человека явились истинными причинами крушения советской империи.

image003В повестях показана широкая палитра персонажей: архиереи, переживающие жесткое давление государственной машины, уполномоченные Совета по делам религий, вместе с ними мечущиеся между исполнением директив и голосом совести неверующие члены церковных двадцаток, агенты КГБ, ренегаты из церковной среды, и, не смотря ни на какие обстоятельства, те, кто остался верен своим идеалам и убеждениям – простые верующие люди олицетворяющие глубинный русский народ.

image002Читателю не столь важно какие имена и фамилии они все носят – автор в повествовании ставит акцент как раз на внутреннем содержании персонажей, реально живших в описываемый им исторический период. Персонажи повестей – это «продукты» той системы лжи, которая во главу угла поставила тотальное подчинение жизни граждан интересам узкого круга партийной номенклатуры и идеологии помогающей им удерживаться у власти.

 На страницах своей книги А. А. Федотову удалось наиболее точно отобразить методы борьбы с религией – исключение из вузов, лишение привилегий, психологическое давление, другие формы репрессий, подчас нелепые и уродливые.

Несомненной заслугой автора является светлый духовный настрой, который ему удалось сохранить на протяжении повестей через образы истинных служителей Церкви и того сокровенного и внутреннего, что никакими директивами нельзя убить - веру в Бога.

Основная идея повестей – без Церкви нет преображения человека, значит – нет будущего как у человека, так и у государства построенного на мифическом человекобожии.

Ценность литературно-публицистического труда А. А. Федотова заключается в том, что он продолжает жанр «церковной литературы» родоначальниками которой были Н.С. Лесков и Н.Г. Помяловский, и то обстоятельство, что он работал не только со свидетелями эпохи - архивными документами, но и изнутри, что называется «от почвы», знает описываемую проблематику – сам религиовед, доктор исторических наук, диссертация которого посвящена истории советского периода Русской Православной Церкви.

 Именно благодаря искренности и достоверности излагаемых событий читатель доверяет автору.

Всем, кто интересуется историей своей страны, кто желает узнать жизнь «изнутри», будет полезно прочитать книгу А. А. Федотова, которая, верим, станет для многих верным ориентиром в определении смысла времени и мировоззрения.

Пожелаем автору дальнейших успехов и ждем от него продолжения его литературного труда, заверяем его, что он востребован, нужен, желанен.

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Димитриан (Соколов Дмитрий Иванович, 1869-1938)

Родился в 1869 году в слоб. Решма, Кинешемского уезда (Ивановская обл., Кинешемский р-н), Костромская губернии в семье священнослужителя.

Окончил Духовное училище и некоторое время обучался в Костромской духовной семинарии.

В 1900 -1919 гг. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Дмитровский уезда  Московская губернии.

Подробнее...

Статьи

Об эсхатологии совести

Как это не покажется кому-то странным, но философия в своей длительной истории так до сих пор и не разобралась с понятием, называемым совестью. Принято считать, что если слово часто повторяется в общениях людей друг с другом (письменном и устном), то мы заведомо знаем, что это такое: и если не знаю этого я сам, то наверняка знают об этом другие, более компетентные люди. Возникает ложный стыд незнания того, что якобы знают другие, а раз так, то и я прикинусь знающим то, что сам же и употребляю.

Подробнее...