Новый год 2020

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0031 января Новый год по григорианскому календарю (в отличие от юлианского – 14 января). Строго говоря, Православным Новым годом является Пасха Христова. Но в церковном календаре содержится пять новогодних праздников: один — собственно православный — Пасха Христова, и четыре светских, относящихся к разным историческим эпохам: один в марте, один в сентябре и два в январе: по новому и старому стилю. Январский Новый год по юлианскому календарю следует логике – Рождество Христово, за ним - Новый год.

image001Новый год — это повод ещё раз оглянуться на прожитую жизнь, критически взглянуть на свои дела, слова, мысли и чувства, оценить пройденный путь и сделать выводы. Это повод молитвенно поблагодарить Бога за то, что Он дал нам возможность прожить ещё год, повод попросить у Него прощения за совершённые в этот отрезок времени грехи, а также благословения и сил на год наступающий.

image002 Надо сказать, что символами Нового Года являются символы Рождества: зеленая новогодняя ель символизирует блаженную вечность, звезда на вершине ели — Вифлеемская звезду, по которой волхвы нашли путь к колыбели Младенца Иисуса, свечи украшающие ель  — символ Христа, ставшего Светом миру. Новогодние подарки, которыми мы одариваем друг друга в Новый год, восходит к дарам волхвов Богомладенцу Христу, которые принесли Ему золото, ладан и смирну. Даже образ Санта Клауса - Деда Мороза имеет христианский смысл - он восходит к  образу святителя Николая Чудотворца, спасшего от бедности детей с помощью тайной благотворительности (память святого отмечается 19 декабря). Вся новогодняя символика — своеобразный синтез христианских и светских традиций. Поэтому Новый год можно по праву назвать преддверием Рождества.

image004Не запрещено ли православному праздновать Новый год? Нет, не запрещено. Дело тут в том, как праздновать. Если празднование Нового года несет людям радость, оно допустимо. Главное ведь, чтобы все было в меру. Помните, идет Рождественский пост. Воцерковленные люди знают, что конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и над нашей слабой верой, испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. Поэтому надо помнить, что не только Новый год, но и любой праздник можно наполнить различным содержанием и смыслом. В Новый год самое время подвести итоги, построить планы на будущее. Возрождается старая дореволюционная традиция, когда в начале новогодней ночи вся семья становится на молитву, в которой просит Бога мира и помощи во всех делах. Принято 31 декабря посетить церковь и помолиться за новогодним молебном, в полночь пригубить бокал шампанского, покушать фруктов, вместо обычных тостов прочитать отрывок из Евангелия. Входит в обиход традиция встречать Новый год в храме, где можно исповедоваться и причаститься, чтобы начать новолетие чистой душой и с Богом.

Не надо забывать о том, что утром 1 января мы должны проснуться с чистой совестью, без сожаления о том, как мы провели прошедшую ночь. Недаром, 1-го января воспоминается память св. муч. Вонифатия, которому молятся о помощи в избавлении от с пьянства.

Разница между Дедом Морозом и Санта Клаусом.

image005Происхождение Деда Мороза связывают со славянской мифологией и фольклором. Именно в те незапамятные времена, согласно легендам, суровые зимние морозы стали персонифицироваться и нашли своё воплощение в мощном и сильном герое по имени Морозко. Впоследствии он стал называться Дедом Морозом. Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей. Снегурочка – внучка Деда Мороза, которая повсюду его сопровождает. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Санта-Клаус (Santa Claus) — сказочный (фольклорный) персонаж, приносящий подарки детям на католическое Рождество. Прообразом Санта-Клауса стал один из самых почитаемых христианских святых Николай Мирликийский (Санта — "святой", Клаус — "Николай"). Этот святой известен, прежде всего, своей благотворительной деятельностью: при жизни он помогал беднякам, делая подарки их детям, при этом, не афишируя добрые дела.

В детстве Дед Мороз представлялся довольно-таки небезопасным: он и птичек-белок на лету морозит, и плохих Ленивиц жабами пугает, а хорошей Падчерице дает всякие материальные блага только после суровых испытаний.

Санта-Клаус же, он же, св. Николай, детишек хотя и попугивал розгами (как в замечательной, чудесной книге нашего детства "Серебряные коньки"), но подарки все равно дарил всем, по носкам раскладывал. А кроме того, он передвигался, летая на оленях, иногда проникал в дом через трубу и приятно наигрывал Джингл Беллз. Санта Клаус ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Имя "Санта Клаус" впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа взят Святой Николай Мирликийский (см. далее). Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus". Годом позже появился целый стихотворный отчёт о визите Санта Клауса вышедшее из под пера Климента Кларка Мура (профессионального стоматолога). Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти Хандона Сандблома - американского художника. 

Как Дед Мороз, так и Санта-Клаус имеют мало общего со святым, которого некоторые считают их прототипом. Скорее всего, имеет место смешение различных легенд в одну.

Святой Николай жил в 4 веке. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Святой Николай был богат, и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно – подкладывая подарки в окна.

И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их для блуда, Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

Однако Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами, который творил и при жизни и после смерти.

Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только послушным детям, а шалунов наказывал.

Поэтому на праздник Святого Николая, который православная церковь отмечает 19 декабря (по новому стилю), а католическая 6 декабря, дети всегда получают подарки от Святого Николая.

image006Как видите, Санта-Клаус (изначально возникший как добрый эльф) и Дед Мороз (изначально бывший просто Морозом – покровителем зимы) имеют мало общего со Святым Николаем. Объединяют их только любовь к детям, и обычай дарить подарки.

Православная Церковь 19 декабря по старому стилю (1 января по н. ст.) празднует день памяти святого мученика Вонифатия – покровителя всех тех, кто борется с недугом пьянства. Конечно же, в начале гражданского Нового года можно и нужно усмотреть некое духовное предостережение от бурных празднеств и излишеств, тем более в разгар Рождественского поста.

Вонифатий жил в третьем столетии и был жителем в Риме. Он не имел знатного происхождения и поэтому прислуживал богатой аристократке Аглаиде, а также состоял с ней в беззаконном сожительстве. Рабство не тяготило его. Оставшись без родителей, хозяйка наделила Вонифатия полномочиями управляющего. Мученическую кончину Вонифатий принял в азиатском городе Тарс. Туда он был послан Аглаей для выкупа мощей христианских мучеников. Поездка оказалась роковой для святого. Дело в том, что в момент его прибытия в киликалийский город там истязали христиан. Вонифатий не выдержал и вступился за братьев и сестер по вере, вследствие чего стала известна и его собственная принадлежность к неугодной тарсовцам религии. Разумеется, он был зверски замучен.

image007Первый храм святого появился на его родной земле, в Риме, в VII столетии, а помогать в борьбе с пьянством мученик Вонифатий начал раньше — молить его об этом стали чуть ли не сразу после кончины. С тех пор святой и помогает людям справляться с этой бедой.

Часовня Вонифатия, считающегося покровителем трезвости, была заложена на Костромском ликероводочном заводе в 2002 году по инициативе Костромской епархии и при полном согласии руководства и коллектива завода.  Стоит она на территории местного ликёроводочного завода — старейшего предприятия в данной отрасли, имеющего историю более чем в сто тридцать лет.

Первые общества трезвости возникли в России в 1858 году. Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков, которые в погоне за сверхприбылями вместо водки продавали народу по дорогой цене мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость.

Вначале это были просто объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Обеты эти поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви.

В Костроме, до революции, на Молочной горе (в местном произношении "Молосной") была чайная общества трезвости, в которой подавались дешёвые обеды, а прислуживали женщины в белых колпаках, так что эту столовую называли "Колпаки". Эта чайная была также резиденцией правления костромского отделения знаменитого «Союза русского народа» — «черной сотни», как в то время называли ярых защитников веры, царя и отечества. Комитет трезвости занимался делами благотворительности и просвещения. 14 декабря 1904 года по предложению А. В. Перелешина Костромской уездный комитет попечительства о народной трезвости принял постановление об открытии в Селище библиотеки-читальни. При селищенской Александро-Антониновской церкви вплоть до 1917 года действовало Пантелеимоновское общество трезвости. Священники всячески пытались охранять трезвенников от искушений, которые их ожидали на нелегком пути борьбы со страстями. Н.И. Григорьев даже утверждал, что «городские общества, если и могут гордиться, то успехами в деле отвлечения народа от кабака и вообще своею деятельностью на почве благотворительности; они по характеру своей деятельности (за редкими исключениями) являются скорее не обществами трезвости, а обществами для борьбы с пьянством, обществами для отвлечения народа от пьянства, настоящими же обществами трезвости являются пока только церковно-приходские общества трезвости, работающие в провинциальной сельской глуши».

image008Народный дом в Костроме был выстроен в 1902-1903 гг. на средства Костромского попечительства о народной трезвости. Здание сооружалось по проекту гражданского инженера И.В. Брюханова, осуществлявшего руководство строительством. Оно предназначалось для размещения зала для спектаклей, лекций и собраний на 560 человек, библиотеки-читальни, чайной и столовой. В 1902 г. рядом со строящимся зданием, в глубине квартала, было приобретено пустопорожнее место, на котором в последующие годы был разбит сад “для летних гуляний и развлечений”.

Народный дом в Костроме начал свою деятельность с 1904 г. Здесь проводились занятия воскресной школы, народные чтения, ставились спектакли труппой Костромского театра.

Таким образом, начало «второй волне» трезвенного движения было положено указом Святейшего Синода от 10 августа 1889 года, который опирался на опыт предшествующих попыток борьбы с пьянством (прежде всего на достижения С.А. Рачинского). Указ и последовавшее за ним постановление Московской духовной консистории предусматривали создание церковно-приходских обществ трезвости, и численно именно они были преобладающими, однако параллельно с ними, преимущественно в городах, возникали крупные общества светского типа, делавшие больший акцент на культурно-просветительской работе. Впрочем, и в светских обществах, наряду с интеллигенцией, очень велика была роль духовенства, на плечи которого ложилась забота о пастырском окормлении людей, давших Богу обет трезвости.

К святому Вонифатию обычно обращаются с молитвой об избавлении от порока винопития. Костромской ликероводочный завод – одно из старейших предприятий города, основанный в XIX веке.

Новая часовня была построена из кирпича, представляет собой простой четверик под восьмискатной кровлей, с одной главкой. Краснокирпичное здание новой часовни гармонирует со старинными кирпичными корпусами завода.

Источник информации - http://kostromaru.ru/Arhitect/chas_vonifatia.htm

Время работы часовни – 13.00-17.00 с понедельника по пятницу.

Адрес - город Кострома, улица Ленина, дом 14.

image009Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне.

Из самого названия "часовня" следует, что там читают часы. Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В часовнях совершают общие молитвы и требы. Часовни часто строятся при дорогах, на святых источниках, на местах явления чудотворных образов, чтобы человек имел возможность зайти и помолиться.

Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почтить какого-то святого. У каждого человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом.

Даже если человек идет мимо часовни — вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим.

В чем помогает молитва святому?

Как уже было сказано выше, многие просят его о том, чтобы излечится от алкогольной зависимости. Но кроме этого, есть и прочие нужды верующих, в которых она помогает:

  • найти выход в сложных жизненных ситуациях;
  • справится с чревоугодием и другими пристрастиями;
  • обрести любовь и сохранить ее до конца жизни;
  • справится с финансовыми неприятностями;
  • провести жизнь без распутства.

Независимо от того, о чем молятся святому мученику Вонифатию, он поможет в том случае, если слова прошения будут идти от чистого сердца. Многие считают, что признание своих ошибок, поможет начать жизнь сначала.

МУЧЕНИКУ ВОНИФАТИЮ

Тропарь, глас 4

К сословию послан мучеников, / мученик был еси истинен, / пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, / мощми же возвратился еси верою пославшей тя, / Вонифатие блаженне, / моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4

Священие непорочное самовольне Тебе привел еси, / Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, / святе венченосче, премудре Вонифатие.

Молитва святому мученику Вонифатию Тарсийскому

О, святый страстотерпче Христов, воине Царя́ Небеснаго, земная сладострастия презре́вый и к горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пе́ния, и умоли́ Господа нашего Иисуса Христа́ простити вся моя́ согрешения, в ведении и в неведении мно́ю соде́янная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо порывахся избегнути сетей его́ лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачим от него́, не мог избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего́ ради к тебе́ прибегаю и молюся: спаси́ мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, Отца́ и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва от пьянства Святому Вонифатию

Уже много поколений христиан при зависимости к вину близкого человека обращаются к Вонифатию Тарсийскому. Все дело в том, что мученик при жизни вел очень греховную жизнь. Он был рабом и любовником римской императрицы Аглаиды. Эта женщина всю жизнь провела пируючи и наслаждаясь плотскими утехами.

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Константин Васильевич Сокольский (1896-1937)

Константин Васильевич Сокольский родился в 1896 году в селе Кулиги Нерехтского уезда Костромской губернии в семье священника. С 1914 года он участвовал в I-й мировой войне, затем с 1918 года служил в Красной армии, был пулемётчиком, воевал на Восточном фронте, принимал участие в войне с Польшей, в ходе которой попал в плен, где и находился до 1923 года[1].

Подробнее...

Статьи

Состояние духовенства и верующих на приходах Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. как показатель религиозности населения СССР (По материалам Центральной России)

Аннотация. В статье на основании официальной светской и церковной хроники, архивных данных, дается картина состояния религиозности населения СССР в 1958-1988гг. Указывается, что административный нажим на Церковь и усиление антирелигиозной пропаганды с середины 1950-х годов вызвали движение неорганизованного сопротивления действиям властей, пытавшейся ликвидировать «остатки религиозных предрассудков» у некоторой части граждан, в основном принадлежавшим к старшему поколению. Однако, увиденная властью высокая степень религиозности среди всех слоев населения, показали бесплодность и бесперспективность дальнейшей борьбы, которая, посредством открытых писем религиозных диссидентов и «утечки информации о преследовании граждан по религиозному признаку» портила международный облик советской власти как «борца за мир и свободу человека». Церковное руководство, проводя взвешенную политику по отношению к действиям властей боролась за внутреннюю дисциплину как духовенства, так и верующих, и такая работа давала результаты повышением народного авторитета Церкви и священства. Действия властей, направленные на ликвидацию Церкви постепенно сходили на нет, по мере дальнейшего развития освободительных процессов в стране, которые наступили после заката советской идеологической системы.

Подробнее...