| | vivaspb.com | finntalk.com

9 мая. День Победы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0019 мая, в день Победы, наряду с праздничными торжествами определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, установлено совершать панихиды, особое поминовение воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, от ран и болезней скончавшихся, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Во всех храмах Костромы будут служиться панихиды памяти жертв войны. Поминальные торжества по случаю дня Победы и окончания войны по традиции начнутся панихидой в часовне великомученика Феодора Стратилата на кладбище в конце пр-та Мира, воздвигнутой к 50-летию Победы.

Старший лейтенант РККА С. М. Извеков.В этот день, наряду с именами воинов, отдавших свою жизнь во имя Победы, мы назовем и воинов-костромичей в священном сане, а также, священнослужителей Костромской епархии, которые внесли свой вклад в дело Победы: протоиерея Константина Ильчевского иерея Николая Лапшанского, архимандрита Михаила (Беляева), протоиерея Бориса Васильева и др. Среди них уместно будет назвать временно управляющего Костромской епархией в 1957 г. епископа Пимена (Извекова), ставшего впоследствии Патриархом Московским и всея Руси. Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко, в Центральном архиве Министерства обороны (Подольск), был мобилизован в 1941 году, служил на должностях Временно управ. Костромской епархией епископ Пимен (Извеков). 1957 г.помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии.

Приведем выдержку из воспоминаний протоиерея Бориса Васильева, который до войны диакон Костромского кафедрального собора, в Сталинграде командовал взводом разведки: “У меня отец был священником, дед и прадед были священниками. Пошел служить псаломщиком... В 1938 г. был рукоположен в сан диакона... Перед самой войной служил диаконом в Костромском кафедральном соборе. Оттуда меня и взяли в армию. image009Призвали, когда началась Великая Отечественная война. Увезли сразу на окопы. Подходит ко мне офицер, видит, я человек грамотный, спрашивает: “Вы где учились?” — “Я окончил четыре класса”. — “Не может быть! А дальше?” — “Я — диакон”. — “Все ясно. Вы служили у священноначалия. Принимайте все бригады под ваше руководство…» Протоиерей Борис Васильев становится заместителем начальника полковой разведки. Участвовал в разработке и осуществлении операций на Северском Донце и Юге Украины: «…мы-то шли со знаменами — там была красная звезда. Но была еще иконка в кармане и крест. У меня до сих пор хранится “Святитель Николай”, пробитый пулей”.

Протоиерей Владимир Конон с матушкой Еленой (справа) и диакон Иоанн Сазонов с матушкой Ларисой (слева). Рыбинск. Фото 1960 г.А вот интересные факты биографии его тезки, протоиерея Бориса Васильева, который в 1959 году приехал в Кострому и был рукоположен во священника епископом Костромским и Галичским Пименом: в начале 1942 года был призван в армию, воевал в пехоте, в бите на Курской дуге был тяжело ранен. Протоиерей Борис Васильев. Фото нач.  1960-х гг.В госпитале у него началась гангрена и врачи уже не надеялись, что он выживет. Но произошло чудо… Госпиталь посетил  святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который осмотрев рану, назначил нужное лечение и предрек священническое служение будущего о. Бориса. Свой боевой путь Борис Антонович закончил в Берлине. Был награжден рядом наград, среди которых медаль «За отвагу». Важно отметить, что и девушки, ставшие затем женами священников, внесли в Победу свой вклад. Так, супруга о. Бориса, матушка Нина, во время войны была связной партизанского отряда, за что чудом избежала смерти. Прятал в своем доме партизан и евреев  служивший в 1970-х гг. в Костромской епархии (а до Костромы в Белоруссии) протоиерей Владимир Косьмич Конон, дочь которого Лариса Владимировна, ставшая впоследствии женой священника Иоанна Сазонова, также была связной в партизанском отряде.

Демобилизованный рядовой К. П. Ильчевский. Фото 1945 г. Протоиерей Константин Ильчевский, почетный гражданин г. Костромы, с декабря 1944 года принимал участие в боевых действиях в составе 1116 гаубичного артиллерийского полка I-го Белорусского фронта. 27 марта 1945 года вблизи немецкого города Кюстрин был ранен, а в ноябре того же года после прохождения лечения был демобилизован и вернулся на родину. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны I степени, 11 медалями, в том числе «За отвагу» и «За боевые заслуги». Прот. Константин Ильчевский. Фото 2005 г.В воспоминаниях о. Константина находим: «Перелистывая сейчас свой фронтовой дневник, на каждой странице нахожу в нем памятование о Боге: «Бог хранил меня…», «И здесь Господь хранил меня…», «По Промыслу Божию…», «Милость Божия надо мной…». Страдания, тяжелые испытания человеческие… Они попущены Богом, но ценны сами по себе, а только по своим результатам с точки зрения духовного роста человека. Они ценны, когда заставляют нас открыть глаза на мир Божий и на самих себя, когда обращают нас к Богу, ставя лицом к лицу с высшими ценностями. Если же они огрубляют или озлобляют человека, если они не преображают его – подлинный смысл их уходит, как вода в песок. Ибо христианство не есть философская система; оно – сама жизнь и особый ток жизни, в нем все самой жизнью проверяется и скрепляется…»

image023В судьбе архимандрита Михаила (Беляева) отразились и радость Великой Победы, и скорбь гонений на Церковь ХХ столетия. Он родился в 1925 году в деревне Семунино Буйского района Костромской области, в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания. В 1949 году его Архимнадрит Михаил (Беляев). Фото нач. 2000-х гг.арестовали за религиозные убеждения и, после безуспешных попыток убедить публично отречься от веры, осудили на десять лет по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса. Заключение он отбывал в Казахстане и в Иркутской области. В 1956 году Михаил Беляев был реабилитирован и освобожден со снятием судимости, однако фронтовых наград, изъятых при аресте, ему так и не вернули. В 1971 году архиепископ Кассиан (Ярославский) рукоположил его во священника и назначил настоятелем Преображенской церкви погоста Макарий-на-Письме Буйского района. Лишь 30 сентября 2005 года архимандрит Михаил (Беляев) в торжественной обстановке вновь получил свои фронтовые медали.

image028В День Победы необходимо вспомнить и тех священнослужителей и их жен, кто своей молитвой и верностью приближал Великую Победу. Среди них назовем протоиерея Ростислава Лозинского, служившего в Костроме в 1960-е годы, который находясь на оккупированной территории, в Эстонии, «перенес все тяготы войны и оккупации и вышел с незапятнанной совестью русского, советского гражданина»

Прот. Ростислав Лозинский. Фото 1960-х гг.  Вспомним в эти дни и многочисленных тружеников тыла, которые не щадя сил трудились во имя Победы, которые жертвовали в фонд помощи фронту все свои сбережения. В годы войны духовенством и верующими Костромской епархии было перечислено в фонд обороны 400тыс. рублей.

Вечная память и низкий поклон всем, кто отдал свою жизнь и силы во имя Великой Победы!

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Василий Румянцев (1876/77-1962)

Они называли меня «Красным попом»

Священник Василий Румянцев (1876/77-1962) родился в деревне Дьяконове Буйского уезда в крестьянской семье.

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...