| | vivaspb.com | finntalk.com

11 ноября. Память святой преподобномученицы Анастасии Римской (Римляныни)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00111 ноября Церковь празднует память святой преподобномученицы Анастасии Римской (Римляныни), которая является небесной покровительницей Богоявленско-Анастасиинского кафедрального соборе г. Костромы и одноименного женского монастыря, на территории которого собор расположен. Святая преподобномученица, жившая в III в. в Риме по приказанию императора Валериана за исповедание Христа была подвергнута страшным истязаниям, но не отреклась от своей веры. В бессильной злобе мучители отсекли ей голову.

В XIV в., в Костроме, был воздвигнут Крестовоздвиженский, затем получивший название Анастасиин, женский монастырь. Его наименование связано с памятью о первой жене Иоанна Грозного – Анастасии, происходившей из рода бояр Захарьиных–Романовых (преподобномученица – небесная покровительница царицы). В 1847 г. новая настоятельница монастыря игумения Мария (Давыдова 1822-1889 гг.), по случаю обветшания зданий монастыря ходатайствовала о перемещении сестер Анатасиина монастыря в разрушенный пожаром Богоявленский монастырь, уничтоженный пожаром 1847г. (в 1863 г. прошение было удовлетворено). Новая женская обитель получила наименование Богоявленско-Анастасииной, а строения Крестовоздвиженского монастыря стали использоваться в учебно-благотворительных целях: В 30-е годы XX-го века храмы Крестовоздвиженского Анастасьина монастыря, ограда и большинство служебных зданий были снесены. В 1869 г., в Богоявленско-Анастасииной обители, к Богоявленскому храму был пристроен пятиглавый храм из красного кирпича получивший свое название в честь Анастасии Римляныни. На рубеже XIX-XX веков возрожденный монастырь стал местом паломничества представителей царствующего дома Романовых, а так же выдающихся церковных и государственных деятелей России.

image002В начале 1919 г. власти закрыли древнюю обитель: монахинь выселили, а в монастырских корпусах разместился рабочий поселок «Безбожник». В декабре 1925 г. Богоявленско-Анастасьин храм был закрыт. Почти 60 лет, вплоть до пожара 1982 г. в храме размещался государственный архив костромской области (ГАКО). Возрождение храма и монастыря произошли после передачи помещения Богоявленского собора Костромской епархии в 1990 г. 18 августа 1991 г. в храм, ставший кафедральным собором Костромы, торжественно была перенесена чудотворная икона Божьей Матери Федоровская, до этого находившаяся в Воскресенской церкви на Нижней Дебре. Сейчас в монастыре проходят монашеское послушание более 100 сестер. В 1992 г. в монастыре создана богадельня для пожилых монахинь, а 1993 г. открылся детский приют на 30 человек, где воспитываются и получают надлежащее образование девочки-сироты.

image003В нижнем храме-усыпальнице Богоявленско-Анастасиина собора находятся мощи преподобного Никиты Костромского ( 60-е годы XIV-середина XV вв.), основателя монастыря и храма. В верхнем храме собора находятся мощи ученика преподобного Серафима Саровского преподобного Тимона Надеевского (1766-1840) – строителя Николо-Надеевской пустыни, находившейся некогда в Макарьевском уезде (разрушена, сейчас это место на территориально принадлежит Парфеньевскому р-ну). Среди других святынь храма – складень-мощевик, в котором, среди мощей святых имеются частицы Ризы Господней и крест, в котором содержатся частицы мощей 278 святых и 11 мироточащих икон.   На территории монастыря, в Смоленском храме, который был воздвигнут в 1824г. стараниями и усердием тогдашнего ректора Костромской духовной семинарии преподобного Макария (Глухарева 1792-1847) находится почитаемая костромичами икона – фреска Смоленской иконы Божией Матери.

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик священник Иван Румянцев (1889 - не ранее 1937)

Память 31 июля / 13 августа

Священномученик Иван Иванович Румянцев родился в 1889 году в селе Карчино (или Корчино) Макарьевского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: