21 сентября 2017. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00321 сентября Церковь празднует один из двенадцати великих праздников богослужебного года - праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Две тысячи лет назад, в этот светлый день, на рубеже Старого и Нового Заветов, в городе Назарете родилась девочка, Которая предназначена была Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира. Родителями ее были праведные Иоаким и Анна, люди, которые вели безукоризненную, добродетельную жизнь веры, надежды и любви. По промыслу Божию, многие годы супруги оставались бездетными и терпели несправедливые упреки со стороны людей, укорявших их тем, что за грехи Бог лишил их потомства.

04

За терпение, непоколебимую веру и любовь к Богу и друг к другу, Господь послал им великую радость – под конец их жизни Архангелом Гавриилом им было возвещено, что молитвы их услышаны Богом, и у них родится дочь Мария (евр.- госпожа, надежда), через Которую будет даровано спасение всему миру (Быт. 3,15). Святая Анна зачала, и по исполнению срока родила Пресвятую Деву Марию, чистотой и добродетелью превосходящую не только людей, но и ангелов, явившуюся живым храмом Божиим и, - как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, - Небесной Дверью, вводящей Христа во вселенную, «во спасение душ наших» (стихира праздника).

Мы празднуем рождение Божией Матери, Которая через века была вымолена у Бога человечеством для спасения от рабства греха и смерти как вечного ада. Этот младенец, родившийся среди добра и зла, греха и святости, избрал добро с самого начала, и продолжал жить в чистоте и всецелой верности своему человеческому величию, преодолевая разделение, существовавшее между Богом и человеком с момента грехопадения.

Будем же радоваться рождению Той, Которая раскрыла перед нами небо и явилась тем мостом, который соединил небо и землю. Будем просить ее научить нас поклоняться Богу так, чтобы быть достойными одного с ней рода, рода человеческого, из которого родился Спаситель мира. Потому что среди этого рода были люди такие как Она, и ее родители, явившие Богу такую совершенную верность, упование и любовь.

image005В костромском Ипатьевском монастыре, находилась пристроенная к Троицкому собору, разрушенная в конце 20-х годов XX века, теплая (зимняя) пятиглавая каменная церковь в честь Рождества Богородицы (1760-1764 гг.) с трапезной палатой. В 20-е годы в ней был устроен антирелигиозный музей, затем, очевидно строители «новой жизни», не успокоившись, перенесли антирелигиозные экспозиции в церковь Спаса в рядах, а церковь Рождества Богородицы в марте 1930 г. взорвали. К 2015 году храм был полностью восстановлен. 19 июля 2015 года Патриарх Кирилл освятил храм в Ипатьевском монастыре. В настоящее время в нем расписывают стены фресками.

image008В этот день престольный праздник в Рождества-Богородицком храме Иаково-Железноборовского мужского монастыря в с. Борок, Буйского р-на. Кирпичный зимний храм монастыря, построенный в 1753-1757 в духе архаичной архитектуры. Состоит из двусветного пятиглавого четверика с боковыми галереями. Купольная кровля четверика и ярусные барабаны глав, вероятно, появились при перестройках в XVIII-XIX вв. В галереях помещались приделы Иакова Железноборовского и Рождества Христова. Закрыт не позже 1930-х. В настоящее время ремонтируется. В храме под спудом хранятся мощи прп. Иакова Железноборовского (+1442 или 1451), основателя монастыря.

Из разрушенных святынь, некогда украшавших наш город вспомним, разрушенную Рождества Богородицы церковь на Лазаревском кладбище г. Костромы. Богородицерождественскую церковь с. Апраксино, церковь с. Богородицкое, Костромского р-на, с. Поздеевское, Нерехтского р-на, одноименные церкви в г. Солигаличе, Вяткиной-Горе, Кологривского р-на, с. Ключей, Макарьевского р-на.

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России

Святитель Иона (его мирское имя неизвестно) родился в конце XIV века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в семье дворянина Феодора Одноуша. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте «в одном из монастырей Галичской страны» – по современным данным, в Благовещенском Унорожском монастыре вблизи реки Вексы, в нескольких километрах к северо-западу от Галичского озера. Через некоторое время он перешел в московский Симонов монастырь и около 1430 года был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины в 1431 году митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата.

Подробнее...

Статьи

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК

Д. И. Сазонов, протоиерей

доцент, Костромская духовная семинария (Кострома)

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

(На примере религиозных общин Верхне-Волжского региона в 1960-1970-е годы).

  1. I. Sazonov, archpriest

Associate Professor, Kostroma Theological Seminary (Kostroma)

THE ILLUSORY REALITY OF THE EXPERIMENTS CONDUCTED BY SOVIET EUGENICS TO CREATE A NEW PERSON

(On the example of religious communities of the Upper Volga region in the 1960s and 1970s).

Начиная с 1920-х годов в СССР широко использовался евгенистический эксперимент по созданию нового, безрелигиозного советского человека. Исследование достижений по данному вопросу на примере религиозных организаций Верхне-Волжского региона показало, что планы советской власти по созданию homo soveticus окончились провалом. При изучении современного этногенеза становится очевидным, что опыты по созданию нового человека в СССР не прошли бесследно. Последствия эксперимента сказываются на состоянии религиозности не столько в количественном измерении, сколько в качественном изменении человека и его религиозности.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: