1 марта 2020. Прощенное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Воскресный день 1 марта в церковном календаре называется Неделя Сыропустная (завершается вкушение молочной пищи, заговенье на мясо было 23 февраля) или Прощеное воскресенье. Называется он так по чину прощения, который совершается в это день перед началом Великого поста. Тематической канвой прощеного воскресенья, его нравственным смыслом служит воспоминание изгнания праотца Адама из рая...

После грехопадения Адама Господь призывает его к покаянию, но вместо покаяния Адама и Ева оправдываются, не желая каяться в содеянном грехе. Поэтому Бог изгоняет их из рая. После грехопадения первых людей, грех - причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти всех людей. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу… Главным оружием борьбы против греха является смирение и покаяние.

Готовясь вступить в поприще поста и покаяния, мы должны разорвать узел вражды и недружелюбия к своим ближним. Необходимость прощения обид происходит от осознания, что все мы грешны, и сами нуждаемся в прощении своих грехов: и от Бога и от людей. Без прощения обид не будет полезен даже самый строгий пост (Ис. 58:6).

Чин прощения накануне Великого поста совершается по древней традиции египетских подвижников, которые собирались в последний день Сырной недели для общей молитвы, просили друг у друга прощение, а затем расходились по пустыне для уединенных подвигов в продолжение Великой Четыредесятницы (Великого поста).

image002В Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения в храмах (в некоторых храмах после утреннего богослужения), совершается особый чин прощения. На середину храма выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель прихода (архиерей  в соборном храме) обращается к присутствующим  с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у присутствующих. Затем, все присутствующие подходят к нему, целуют иконы на аналоях и крест в его руке, просят прощения у него как у своего духовного отца. Затем прощение просят друг у друга.

В российской традиции, в воскресенье, накануне начала Великого поста прощения друг у друга просили родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи, дети становились перед отцом и матерью на колени и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобою» - «Бог, простит, прости и меня», - отвечали те. Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем. Суть обычая просить прощение в конце Масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

Вкушение пищи в Великий пост строго ограничено. В понедельник, среду и пятницу в период поста верующие должны придерживаться сухоядения. То есть, кушать только растительную пищу, не подвергшуюся какой-либо термической обработке. В эти дни желательно кушать только один раз в день,  и то, в вечернее время.

image003image004По вторникам и четвергам в период Великого поста можно кушать варению пищу, но при ее приготовлении нельзя использовать даже растительное масло. В субботу и воскресенье допускается горячая пища, приготовления с добавлением растительного масла.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2017 году 9 апреля). Для костромичей еще 27 марта, в день почитания Феодоровской иконы Божией Матери (местный праздник. В Лазареву субботу (в 2017 году 8 апреля) разрешается рыбная икра.

В Страстную пятницу (в 2017 году 14 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы. Многие верующие воздерживаются от пищи еще и Великую субботу до наступления Пасхи.

У поста духовная цель. Не так важно, что мы едим, и чего мы не едим. Важно – злимся ли мы? Огорчаемся ли? Огорчаем? Обуздываем ли свой осуждающий язык? Вторая стихира на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого поста говорит нам о духовной цели поста: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».

Это важно! Не стоит фанатично придерживаться всех правил питания во время поста. Необходимо следить за состоянием своего здоровья и не доводить себя до полного истощения. Церковь допускается также послабления для беременных и кормящих женщин, людей, чья работа связна с тяжелым физическим трудом, а также больных. Ограничения в еде во время поста не должны быть причиной того, что человеку не хватает сил на выполнение своих ежедневных обязанностей. Не можешь строго поститься – постись не строго, но строго следи за состоянием своей души. Главное – удержи язык свой от зла, удали пустые, нечистые, постыдные мысли из своей головы. 

image005Перед началом Великого поста необходимо спросить у духовника благословения и начать поститься либо по уставу, или с послаблением — как он скажет.

Пост – время милосердия – посещение больных, страждущих, прощение обид. Запрещаются развлечения, зрелища. «Пост ведет нас на брань с врагами нашими (страстями), избавляет от рабства (греха), возвращает нам свободу».

Известен пример в житии святителя Спиридона Тримифунтского, который Великим постом ничего не вкушал, но на Великий Четверг на Страстной Седмице к нему пришел голодный путник, а у него не было запасов пищи, не считая скоромной, приготовленной к Пасхе. Тогда святитель Спиридон велел дочери взять пищу и подать, а, чтобы путник не смущался, и сам стал вкушать скоромную пищу.

Напоминаем, что «Проводы Масленицы», которые будут совершаться в Сырное воскресенье, сжигание идола - языческая развлекательная традиция, ничего общего с христианством не имеющая.

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Репрессированные в годы гонений Епископы Костромской епархии

Подробнее...

Статьи

Список научных и научно-методических работ протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова

  1. История Костромского Ипатьевского монастыря. Сергиев Посад. 1994, кандидатская диссертация.

  2. Духовная и просветительская деятельность первых костромских архиереев. // Российская государственность: этапы становления и развития. Материалы конференции. Кострома. Ч.1, 1993. С.149.

  3. Роль монастырей Русской Православной Церкви в духовном развитии Костромского края// Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Материалы конференции. Кострома. Ч.1.1994. С.82.

  4. Подземный ход: миф или реальность // СМ-педагог. №8-9.1994. С.6

    Подробнее...

Православный календарь на сегодня: