| | vivaspb.com | finntalk.com

21 апреля 2019. Вербное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002В церковном календаре воскресенье за которым следует Страстная неделя называется Вербным воскресеньем (Пальмовым воскресеньем, Неделей цветоносной).

Так оно именуется потому, что накануне, в субботу, за вечерним богослужением освящаются ветви верб (читается молитва и освящаются ветки верб). Верующие, как некогда жители Иерусалима, приветствуют вхождение Спасителя во Иерусалим как царя - Победителя смерти, въезжающего в «город мира», согласно древним пророчествам держав руках ветки верб с зажженной свечой. Освящаются ветви верб (символ пальмовых ветвей) потому, что у этого древа почки (цветы), распускаются весной раньше, чем у всех других деревьев. Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и они ожидали приход национального освободителя от иноземного господства.

image001История события праздника такова. Множество народа, пришло на праздник ветхозаветной Пасхи в святой город Иерусалим, потому что праздник Пасхи служит днем воспоминания исхода израильского народа из Египта.  В день праздника в Иерусалим и Иисус с учениками. Люди, услышав о Его приближении, и видя рядом с ним воскрешенного им незадолго до этого Лазаря (умершего и воскрешенного Иисусом), в восторге от того, что они видят победителя смерти – согласно пророчествам - царя Израиля – освободителя, срезали ветви финиковых пальм, снимали верхние одежды и постилали  на пути шествия Христа. Восторг охватил всех. Не только взрослые, но и дети в единодушном порыве приветствовали Его. При всеобщем народном ликовании, Христос плакал, предвидя  дальнейшую участь «вечного города», за нечестие своих жителей разрушенного впоследствии императором Веспасианом. (Лк.19,41). Плакал о том, что те, кто сейчас в восторге кричит: «Осанна (евр. – спасение) Сыну Давидову, Царю Израилеву, через несколько дней, в ожесточении сердца, в безумии, будут кричать: «возьми, распни Его; нет у нас царя» (Ин.19,15).

На трапезе этого дня разрешается вкушение рыбы (накануне, в Лазареву субботу – рыбная икра).

image003

В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Его назначение было служить усыпальницей костромских архиереев. В храме находятся гробницы костромские архипастыри: сам епископ Дамаскин (Орловский, +1769), епископа Виталий (Щепотов, +1846) и епископа Александр (Кульчицкий, +1888,).

    Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу,  – престольный день храма.

    В березовой роще, что возле пл. Конституции в Костроме, в 19-м – начале 20-го века было Лазаревское кладбище. На Руси существовала традиция церкви на кладбищах посвящать св. праведному Лазарю Четверодневному. Церковь на кладбище была построена в 1810 году на средства костромского купца Федора Матвеевича Ознобихина, а колокольня на средства прихожан. Церковь была каменная обнесенная каменною же оградой с железными решетками. В ней было три престола: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь праведного Лазаря, в честь великомученика Феодора Стратилата. Храм был закрыт в 1930 году, а вскоре полностью разрушен. Еще в 1920-х годах на кладбище хоронили людей, а через несколько лет большевики сравняли погост, на котором покоились именитые граждане Костромы, с землей. И разбили здесь березовую рощу. Где-то в середине ее (место точно неизвестно) есть захоронение костромичей, умерших от страшной болезни – африканской чумы…В 2010 году в нескольких метрах от бывшего торгового киоска был установлен мемориал в память о детях блокадного Ленинграда.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».

Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

В 2019 году празднование Вербного воскресения совпадает с 50-летием управляющего Костромской митрополией митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта (21.04.1969). Пожелаем владыке митрополиту многих лет жизни, крепкого здоровья и помощи Божией в трудах на благо Церкви Божией и Костромской епархии и людей Костромского края.

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Константин Васильевич Сокольский (1896-1937)

Константин Васильевич Сокольский родился в 1896 году в селе Кулиги Нерехтского уезда Костромской губернии в семье священника. С 1914 года он участвовал в I-й мировой войне, затем с 1918 года служил в Красной армии, был пулемётчиком, воевал на Восточном фронте, принимал участие в войне с Польшей, в ходе которой попал в плен, где и находился до 1923 года[1].

Подробнее...

Статьи

Ярослав Мудрый

НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ СВЯТОЙ РУСИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО КАК ДОМИНАНТА ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ БУДУЩЕГО

Аннотация: В статье, на примере государственно-церковного устройства  Киевской Руси  в период княжения святого благоверного князя Ярослава Мудрого (1034- 1054 ), раскрывается наиболее идеальная модель будущего имперского симфонического строительства «новой России». Дана, также, историческая ретроспектива тех государственных моделей, которые воплотили в прошлом возглавлявшие русское государство наследники Ярослава.
Ключевые слова: Бог, Церковь, государство, империя, общество, Ярослав, князь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: