21 апреля 2019. Вербное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002В церковном календаре воскресенье за которым следует Страстная неделя называется Вербным воскресеньем (Пальмовым воскресеньем, Неделей цветоносной).

Так оно именуется потому, что накануне, в субботу, за вечерним богослужением освящаются ветви верб (читается молитва и освящаются ветки верб). Верующие, как некогда жители Иерусалима, приветствуют вхождение Спасителя во Иерусалим как царя - Победителя смерти, въезжающего в «город мира», согласно древним пророчествам держав руках ветки верб с зажженной свечой. Освящаются ветви верб (символ пальмовых ветвей) потому, что у этого древа почки (цветы), распускаются весной раньше, чем у всех других деревьев. Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и они ожидали приход национального освободителя от иноземного господства.

image001История события праздника такова. Множество народа, пришло на праздник ветхозаветной Пасхи в святой город Иерусалим, потому что праздник Пасхи служит днем воспоминания исхода израильского народа из Египта.  В день праздника в Иерусалим и Иисус с учениками. Люди, услышав о Его приближении, и видя рядом с ним воскрешенного им незадолго до этого Лазаря (умершего и воскрешенного Иисусом), в восторге от того, что они видят победителя смерти – согласно пророчествам - царя Израиля – освободителя, срезали ветви финиковых пальм, снимали верхние одежды и постилали  на пути шествия Христа. Восторг охватил всех. Не только взрослые, но и дети в единодушном порыве приветствовали Его. При всеобщем народном ликовании, Христос плакал, предвидя  дальнейшую участь «вечного города», за нечестие своих жителей разрушенного впоследствии императором Веспасианом. (Лк.19,41). Плакал о том, что те, кто сейчас в восторге кричит: «Осанна (евр. – спасение) Сыну Давидову, Царю Израилеву, через несколько дней, в ожесточении сердца, в безумии, будут кричать: «возьми, распни Его; нет у нас царя» (Ин.19,15).

На трапезе этого дня разрешается вкушение рыбы (накануне, в Лазареву субботу – рыбная икра).

image003

В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Его назначение было служить усыпальницей костромских архиереев. В храме находятся гробницы костромские архипастыри: сам епископ Дамаскин (Орловский, +1769), епископа Виталий (Щепотов, +1846) и епископа Александр (Кульчицкий, +1888,).

    Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу,  – престольный день храма.

    В березовой роще, что возле пл. Конституции в Костроме, в 19-м – начале 20-го века было Лазаревское кладбище. На Руси существовала традиция церкви на кладбищах посвящать св. праведному Лазарю Четверодневному. Церковь на кладбище была построена в 1810 году на средства костромского купца Федора Матвеевича Ознобихина, а колокольня на средства прихожан. Церковь была каменная обнесенная каменною же оградой с железными решетками. В ней было три престола: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь праведного Лазаря, в честь великомученика Феодора Стратилата. Храм был закрыт в 1930 году, а вскоре полностью разрушен. Еще в 1920-х годах на кладбище хоронили людей, а через несколько лет большевики сравняли погост, на котором покоились именитые граждане Костромы, с землей. И разбили здесь березовую рощу. Где-то в середине ее (место точно неизвестно) есть захоронение костромичей, умерших от страшной болезни – африканской чумы…В 2010 году в нескольких метрах от бывшего торгового киоска был установлен мемориал в память о детях блокадного Ленинграда.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».

Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

В 2019 году празднование Вербного воскресения совпадает с 50-летием управляющего Костромской митрополией митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта (21.04.1969). Пожелаем владыке митрополиту многих лет жизни, крепкого здоровья и помощи Божией в трудах на благо Церкви Божией и Костромской епархии и людей Костромского края.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Лаговский Иван Аркадьевич (1889 - 1941)

Богослов, публицист, деятель Русского студенческого христианского движения, редактор «Вестника РСХД» (1930—1936). Иван Лаговский родился в 1889 году в Костроме в семье священника. В 1896—1897 году его отец был переведён на служение в Кинешму, где прошли детские годы Ивана. В 1902 году отец умер. Окончив духовное училище Кинешмы, в 1903 году Лаговский поступил в Костромскую духовную семинарию. В 1908 году уехал в Киев, учился в Киевской духовной академии. Окончил академию в 1913 году со званием кандидата богословия. Переехал в Екатеринослав, совмещал преподавание в гимназии и духовном училище с учёбой на филологическом факультете университета, куда поступил в 1917 году.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: