Неделя 2-я по пятидесятнице. Всех Святых в земле Российской просиявших

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

Возлюбленные во Христе братия и сестры!

В сегодняшнем Евангельском отрывке повествуется о призвании Господом нашим Иисусом Христом своих учеников – апостолов (Мф. 4, 18-23).

Шествуя по берегу Галилейского моря Господь увидел двух братьев Симона и Андрея, закидывающих сети в море. «Идите за Мной, - сказал Спаситель, - я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4,19). И они, оставив свои сети, последовали за Господом. Потом Он увидел еще двух братьев, Иакова и Иоанна, сидевших в лодке со своим отцом и занимавшихся починкой сетей - позвал и их. И они, оставив лодку и отца своего, последовали за Христом.

Через сегодняшний евангельский отрывок и к нам обращен зов Господень: «Грядите по Мне!»

Да, мы бы пошли! Желание есть у нас. Но, нам недосуг! Мы, отягощенные повседневными заботами, отлагаем спасение души своей на будущее, неопределенное время. А, ведь, зов Господень обращен к нам с заботой о нашем пребывании в вечной жизни! Не откликаясь на зов Божий, мы предпочитаем временное, полагая, что вечное подождет.

Велик и радостен для нас, братия и сестры, этот воскресный день! Сегодня мы празднуем память святых, в земле Российской просиявших. Святых, чей земной путь служит нам примером отзывчивости человека на зов Божий. Вспомним сегодня великую княгиню Ольгу, мудрую правительницу русских христиан. Ее стараниями в терпеливой надежде был воспитан мудрый ее внук – равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси. Затем, мысленным и молитвенным взором от них перейдем к первому святому митрополиту Киевскому Михаилу и к святителям Московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену, Феогносту и Киприану.     Затем, обратимся к святителям новгородским - мудрому Иоанну и постнику – чудотворцу Никите; от них – к Ростовским святым – от Иакова до богомудрого Димитрия; и далее, от Волынских к Сибирским святым …

Кто исчислит ряды преподобных – начиная от Антония и Феодосия Печерских, русского монашеского жития начальников? Где мера подвигов учеников – пострижеников и соратников аввы всея Руси - преподобного и богоносного Сергия, игумена Радонежского, воеводы северного русского монашества и собирателя земель Русских?

Им нет числа, слабеет язык перед непомерностью счета их. Вспомним сегодня, братия, и святых преподобных земли Костромской: преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского чудотворца, преподобного Паисия Галичского, преподобного Авраамия Чухломского, Иакова Железноборовского, Макария Писемского, Тихона Луховского и других, родных нам наших земляков - заступников и покровителей.

Уместно сегодня будет вспомнить и подвиг блаженных Христа ради юродивых, чьи имена так благоговейно хранит Святая Русская Православная Церковь. От блаженных Василия Московского, Симона Юрьевецкого, Николая Качанова…

Вспомним умным взором и тех, чей подвиг святости и чьи имена Сам Господь знает, но еще не открыл нам, грешным… А, они, были рядом с нами, но, мы, в черствости и грубости своего сердца не заметили того света веры, любви, молитвы, который дарили они нам, нашим детям, нашей земле…

Как многообразен и спасителен подвиг святых! Как несходны пути и различно земное служение! Вспоминая их сегодня, мы научаемся тому, что во всяких внешних условиях возможно духовное совершенство и наследование вечной жизни. Силой святых, их подвига святости, явилась их любовь к Христу Спасителю, а Церковь была купелью и оградой наших святых. Она обновила, умножила и освятила образ единства человека в Боге, посредством любви. Ведь только пребывающие в любви - в Боге пребывают, и Бог пребывает в них (1 Ин. 14; 11-15).

Наши святые – это великие труженики. Их подвиг – это подвиг горящего духа и натруженных рук. Изображенный на иконе русский святой, какой бы подвиг святости он не совершил, в каком бы он звании не был – это человек трудящийся, прежде всего для других, горящий в молитве не о себе одном, но, в первую очередь, о своих ближних и дальних собратьях. В безмерной сердечной глубине любви вмещающей не только небесную чистоту, но и земную печаль и радость. Поэтому он является нашим помощником в следовании заповедям Господним, исполнение которых украшает нашу душу добродетелями.

«Нет такого другого свидетельства и признака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и забота об их спасении» - такими словами о высоте духовного совершенства человека, живущего по заповедям Божиим, наставлял свою паству святитель Иоанн Златоуст (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб. 1895. Ч.1. С. 551).

Вот и стоят они всегда – и особо в этот день – перед Ликом Божиим и Престолом Его, простирая в молитве руки за земное свое Отечество и людей живущих в нем. Склоняются в молитве полки святителей и преподобных, мучеников и юродивых, монахов и мирских.

В молитве просят они о прощении наших грехов, о помощи нам в земных наших заботах, о мире и благоденствии родной земли, о благостоянии Русской Церкви, о наследовании каждым из нас славы вечной жизни, ее светлых обителей, в нераздельном единстве с ними.

Помолимся же и мы сейчас, братия и сестры, общей, вместе с ними молитвой, чтобы в единстве Святой Церкви наследовать и нам их блаженный удел.

Святые земли нашей, молите Бога о нас!

 

28.06.1972г. Воскресенский кафедральный собор.

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

Федоровское кладбище

Его формирование на северной окраине Костромы началось в 1868 году с основания между Буйским и Галичским трактами на месте современной станции переливания крови так называемого Старомонастырского кладбища, официально открытого в 1871 году, оснащенного в 1875 году Спасо-Преображенской церковью и принадлежавшего поначалу Спасо-Преображенскому девичьему, а впоследствии – восстановленному Анастасиину-Богоявленскому женскому монастырям.

Подробнее...