Проповеди о. Иоанна Сазонова

Автор: Протодиакон Иоанн Сазонов, кандидат богословия.. .

Протоиерей  Иоанн Григорьевич Сазонов родился 20 декабря 1936 г. в местечке Гольшаны, в Западной Белоруссии. В 1965 г. он окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1972 г. Московскую Духовную Академию с ученой степенью кандидата богословия за диссертацию по кафедре Истории Русской Православной Церкви: «История Костромской епархии от ее основания до 1900 г.» За годы протодиаконского служения с 1970 по 1982 гг. им был составлен «Сборник проповедей на воскресные и праздничные дни» (машинописный текст), получивший высокую оценку управлявшего тогда Костромской епархией архиепископа Кассиана (Ярославского +1990).

Представляем две проповеди из этого «Сборника».

ПРОПОВЕДЬ НА ПАССИИ.

«Придите плач священный воспоим Христу
умершему, яко древле жены мироносицы
да и «радуйся» услышим с ними» (Стихира).

Вера, любовь и преданность наша к Спасителю собрала на сегодня, братья и сестры, в святой храм, чтобы здесь, у подножия Креста Господня еще раз услышать скорбное Евангельское повествование о спасительных страстях Сына Божия.

Как же трепещет душа истинного христианина, как болезненно сжимается верующее сердце при мысли о том величайшем в истории моменте, когда вся Вселенная возносит священный плач умершему на голгофском Кресте Спасителю мира.

«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земли до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по середине» (Лк.23,44), - так описывают святые евангелисты картину священного часа, когда вся природа содрогнулась на смерть Христа.

И если солнце померкло «не можаше зрети Сына Божия досаждена», если поколебалась земля и распались бездушные камни, если неповинная в смерти Спасителя природа необычайными явлениями проявила свою скорбь в ужасные минуты страдания и Крестной смерти Сына Божия. Что же тогда должна чувствовать наша христианская совесть при виде бездыханного, истерзанного, оплеванного висящего на Кресте с поникшей главой Божественного Страдальца.

Может быть, под впечатлением скорбного Евангельского рассказа у многих из нас смягчились сердца и наполнились жалостью и любви к страждущему Спасителю. Но, невольно, при взгляде на страдальческий образ висящего на Кресте Спасителя в верующем и болезнующем сердце и уме возникают вопросы.

Зачем Тебя, Сладчайший наш Иисусе пригвоздили к Кресту? Тебя - неповинного, безгрешного, святейшего? Почему молчат твои уста, высказывавшие благословение и повелевавшие стихиями? Почему, Утешитель наш, так жестоко истязали Твое тело? Руки твои, простиравшиеся на исцеление больных и бесноватых, теперь кровоточат и разодраны ржавыми гвоздями. Прибиты к крестному древу твои стопы, ходившие по водам, приносящие людям счастье и радость. Кто венчал колючим терном Твое честное чело? За что, люди это сделали Тебе, щедрый наш Утешитель и Отец?

Ответом на эти вопросы, братья и сестры, будет незримый наш грозный обличитель и судья – наша совесть. Во всех персонажах этой драмы мы можем увидеть себя. Все человечество в нас, и в нас, все человечество. Наши беззакония, наши гордость и честолюбие являются причиной смерти Спасителя. Нам с вами, следовало бы испить чашу страданий за наши грехи, за наши духовные преступления. Но неизмеримая любовь и бесконечная благость Слова Божия встала вместо нас, за нас, видя нашу немощь. И избавила нас от греха, проклятия и вечной смерти. Чтобы возвратить нам небо, вечную жизнь, Сын Божий с полной покорностью воле Отчей, взял на себя наши грехи. И, там, за стенами града, на Голгофской горе, в огне жесточайших мук, и душевной предсмертной тоски, совершил простирающийся на весь мир и на все времена величайшее дело воссоздания первого образа человека, примирения твари и Творца.

Пройдем же и мы с вами сегодня трепетной мыслью все Страдания Господни, от пребывания на Тайной вечери в сионской горнице, духовного борения в Гефсиманском саду и до последнего вздоха на Голгофском Кресте.

Прочувствуем то море надрывающих душу страданий, которые перенес Спаситель на суде Пилата в претории под дикий крик злобной толпы: «распни, распни Его» (Ин. 19,15).

Пройдем вместе со Спасителем Его крестный путь вместе с Симоном Киринейским, поможем Ему нести Его смертный Крест до Голгофской горы.

С такими мыслями, с такими чувствами подойдем, братья и сестры, к Живоносному Кресту Господню, и взирая на Божественный Лик в терновом венце из глубины верующего сердца воспоем Спасителю Христу священный гимн победы жизни над смертью: «О, Иисусе Сладчайший, Христе наш возлюбленнейший! Приложи нам веру, утверди наше сердце, утешь нас, рыдающих у подножия Твоего Креста, скажи нам: «Не рыдайте чада мои, зряща Мя на Кресте висяща, восстану бо и прославлюся: Господа пойте и превозносите во вся веки». (Тропарь из канона на повечерии в Великий Пяток).

12.03.1972 г.

Воскресенский кафедральный собор.

Проповедь в 8-ю неделю по Пятидесятнице.
(в день 50-летнего юбилея в священном сане архиепископа Костромского и Галичского Кассиана).

   Братья и сестры! В двунадесятые и великие праздники, за всенощным бдением совершается обряд благословения хлебов, при этом читается молитва: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов, и пять тысяч насытивый..» (Служебник. Молитва на литии).

Благословляется пять хлебов в воспоминание того евангельского чуда, когда Господь пятью хлебами накормил пятитысячное собрание людей. Об этом чуде говорит сегодняшнее евангельское чтение. Представим себе, как множество людей, увлеченных проповедью Спасителя, следуют за ним, и не замечают, как оказываются в пустынном месте, не замечают, что день уже склонился к закату, и нет уже возможности достать пропитания. Господь, вид их затруднение, совершает чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами этого большого количества людей. «Невозможное человеком, возможно Богу» (Лк.18,27), - говорит Слово Евангелия.

   Великое чудо! Но за этим, внешним насыщением, братья и сестры, мы не замечаем, подчас, самого главного чуда, которое произошло тогда – чуда духовного насыщения этих людей. Дух покорил плоть, голод духовный покорил голод телесный – эти люди на протяжении дня, внимая учению Спасителя, забыли о немощах тела (а ведь среди них было много детей), и вспомнили о голоде лишь тогда, когда склонился день.

Это чудо духовного насыщения ежедневно совершается в наших храмах! Здесь, в храме Божьем, мы наполняем свою бессмертную душу той пищей, которой не может дать мир земной. Здесь, мы питаемся Словом Божьим, оставленным нам на все времена «нашего ради спасения» для утешения, научения, ободрения нашего.

Пытливый ум человека часто задает вопрос, ища ответа: что ожидает нас после смерти? Неужели одна участь уготована мне, и тому животному, которое ласкается у моих ног? Неужели мы оба превратимся в груду тлеющих костей, и через какое-то время от нас не останется и праха?

Ответит на наш вопрос Слово Божье. Ответит ясно и просто. «Бог не есть Бог мертвых, но живых», (Мф.22,32) – скажет оно нашему уму. Нет смерти для бессмертной души – есть лишь успение человека до всеобщего воскресения. Поэтому, как дитя простирает руки к своей матери, так и человеческая душа стремится к Господу, который дает ответы на вопросы жизни и смерти.    Он насыщает нашу душу словами бессмертия. И кто искренне, от всего сердца, за богослужением, внимает словам вечной жизни, произносимым в храме, тот выходит из храма наполненный новыми духовными силами, обновленными, воскрешенными словами молитв и церковных песнопений. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4,4), - говорит Спаситель. Ведь самый страшный голод – голод духовный!

Вот почему, братья и сестры, люди шедшие за Господом и слушающие внимательно Его слова, забыли о голоде телесном и всех своих земных заботах. Они питались пищей духовной, ведущей в жизнь вечную. Они ответили на вопросы бессмертной души.

Вот о чем говорит нам сегодняшнее евангельское чтение.

Этот воскресный день знаменателем еще и тем, что мы с вами сегодня поздравляем нашего Высокопреосвященнейшего Владыку, нашего архипастыря, с пятидесятилетним юбилеем его пастырского служения. Настоящий юбилей имеет значение не только для юбиляра, но и для всех нас, духовных чад его, которых он ведет по дороге указанной Самим Пастыреначальником Христом – дороге спасения, духовного насыщения, познания Истины и вечной жизни. Святой апостол Павел пишет: «Просим вас, братие, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей, с любовью за дела их» (1 Сол. 5,12-13).

Мы стараемся исполнить эту заповедь апостола, принеся своему архипастырю бесценный подарок – свою искреннюю молитву за него. Просим и мы, его молитв о нас. Пусть эта молитва словами вечной жизни соединяет нас еще долгие и многие годы – пастыря, и его паству.

12.08.1973 г.

                                                     Протодиакон Иоанн Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Аполлос Алексеевич Благовещенский (1845-1931)

К памяти всех за веру Христову пострадавших в ХХ веке…

Аполлос родился 13 декабря 1845 года в семье Алексея Степановича Благовещенского, дьякона церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пречистое  Любимского уезда Ярославской области.

Подробнее...

Статьи

Проблема «кадрового голода» в Русской Православной Церкви и ее разрешение с 1958 по 1988 гг. и (по материалам Костромской епархии).

Аннотация. В результате хрущевского наступления на Церковь в конце 50-х гг. ХХ века властью была поставлена задача ликвидации Церкви как института. Одним из решений этой задачи было создание дефицита кадров, при котором, власти бы имели повод к закрытию «нерентабельных» приходов, не имеющих священников. Вопреки создавшейся обстановке и благодаря последовательно проводимой епархиальными архиереями стратегии по укреплению дисциплины и формированию кадров с ориентиром на образованных, морально безупречных и глубоко верующих священников, планы по резкому сокращению числа священнослужителей были свернуты. К 80-м гг. Церковью был выстроен диалог с властью, заинтересованной в поддержке ее миротворческой и патриотической деятельности, что после юбилея 1000-летия Крещения Руси, праздника не только церковного, но в статусе церковно-государственных торжеств, позволило говорить о церковном возрождении, и как знак времени – решении кадрового вопроса.

Ключевые слова: Епархия, духовенство, образование, епископ, кадры, приход, община.

Подробнее...