Проповедь в Неделю 29-я по Пятидесятнице. О десяти прокаженных.

Автор: Прот. Дмитирй Сазонов. .

                                                                                            Не десять ли очистилось? где же девять?
Как они не возвратились воздать славу
Богу? (Лк. 17,12-19).

Сегодня за воскресной Литургией было прочитано Евангелие о исцелении Спасителем десяти прокаженных, из которых только один возвратился, чтобы поблагодарить Господа за исцеление.

Проказа – страшная болезнь, возникающая и являющаяся, в основном, следствием нечистой жизни человека. У страдающего этой болезнью, тело покрывается гниющей корой и ранами, глаза становятся гнойными, лицо и язык опухают, от всего тела идет нестерпимый смрад. При наивысшей степени болезни все волосы на голове выпадают, раны покрывают тело до костей и покрываются червями. Больной, измученный страданиями, как правило, умирает. Всякий, у кого обнаруживались признаки проказы, законом обязывался тотчас явиться для освидетельствования священнику. Ввиду заразности, больные отлучались от родных и изгонялись из человеческих жилищ. Они удалялись в пустынные места и питались тем, что приносили их родственники. Вот от какой ужасной, злокачественной и заразной болезни Господь исцелил этих десять людей, из которых один самарянин, человек отверженный иудеями, возвратился и благодарил божественного Чудотворца за свое исцеление.

Удивляясь неблагодарности девяти исцеленных, обратимся и посмотрим на себя, лучше ли мы этих девяти и похожи ли на десятого? Вглядевшись, не увидим ли, что все страдаем духовной проказой – грехами и последствием этих грехов? Больны мы грехами: гордости, осуждения, тщеславия, лукавства, лености, лицемерия, зависти, скверных и лукавых помышлений (2 Тим. 1,1,2). Вот эта- то духовная проказа и пронизывает всю нашу природу - душу и тело, от костей до мозгов. Она заразна и поражает тех, кто общается с нами и на кого мы обращаем споры своей болезни. Есть у нас Врач, Который всегда готов врачевать нас от этой страшной болезни. Верующий в Которого не умрет, но будет иметь вечную жизнь (Иоанн.3,16). Чем мы лучше тех прокаженных, которые пришли к Спасителю за исцелением и, остановившись вдали, громко взывали: Иисусе Наставниче, помилуй нас! Есть ли у нас столько веры, желания и радения о своем душевном здоровье как у этих прокаженных?

Ежедневно Св. Церковь возносит свой голос от лица всех болящих греховной проказой: Господи помилуй! Слышим ли мы Ее голос? Сознаем ли необходимость молитвы? А ведь на нам необходима как дыхание, как пища. Согрешая непрестанно, сознаем ли мы свою виновность, просим ли милости исцеления? Исцеляясь покаянием, бываем ли благодарны? Чувство благодарности и опасения греха, делает нашу душу мягче, чутче и утверждает в добродетели.

В черствости своей души забываем, насколько трепетно должны приближаться к Богу. Зная, что Царство Божие не войдет ничто нечистое, как только рождается в нас нужда, тоска и безысходность, сознание нужды в Боге-Исцелителе, бросаемся к Нему в надежде вытребовать исцеление, расталкивая иногда других, как привыкли это делать в повседневной жизни. Как часто эта вера разбивается о глубинное недоверие, которое не дает нам осознать всю свою нечистоту, не дает нам уверенности, что у Бога любви на всех хватит. Забываем, что погрязши в нечистоте, можем надеяться только на милость, только молить: Господи помилуй! Получив просимое, забываем вернуться и поблагодарить.

Будем же чаще произносить эту простую молитву, в покаянии сердца и сознании своей нечистоты и греховности. Просить Его помиловать нас и исцелить, как исцелил Он десять прокаженных. Ведь невозможное человеком, возможно Богу (Лк. 18,27). Будем помнить о благодеяниях Божиих и оставаться благодарными (Еф. 5,12).

                                                                       Прот Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

Подробнее...

Статьи

К переосмыслению реформы приходского управления 1961 года

В историографии периода государственно-церковных отношений 1960-х годов приходская реформа однозначно подается как действие властей нанесших разрушительный для церковного прихода, для религиозного самосознания удар, окончательной целью которой была ликвидация церковных структур. В результате изучения материала, а также с учетом постановки проблематики, с целью ее объективности, удалось прийти к результатам, из которых следует, что к 1988 году, к работе Поместного собора, на котором будет принят новый Приходской устав, церковные организации пришли духовно, организационно и финансово более крепкими, чем они находились до 1960-х годов. Относительно благополучное состояние приходов позволило начать церковное возрождение 1990-х годов.

Подробнее...