13-14 декабря 2015 года в Костроме прошли мероприятия посвященные памяти приснопоминаемого настоятеля Александро-Антониновской церкви г. Костромы протоиерея Павла Острогского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

13-14 декабря 2015 года в Костроме прошли мероприятия посвященные памяти приснопоминаемого настоятеля Александро-Антониновской церкви г. Костромы протоиерея Павла Острогского, приговоренного к расстрелу и мученически скончавшегося 13 декабря 1937 года в Казахстане.

Православные костромичи с благоговением и благодарностью хранят память об о. Павле, благочинном города Костромы, с 1921 по 1934 годы настоятеле храма святых мучеников Александра и Антонины в Селище, как о ближайшем помощнике священномученика архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, +1938), так же мученически окончившего свое земное бытие в ярославской тюрьме. Протоиерей Павел Острогский в сердцах православных людей навсегда запечатлелся как пример доброго и любящего пастыря-наставника, ревностного проповедника истины Божией, благоговейного служителя Таинств Церковных и после своей смерти не оставляющего в молитвах обращающихся к нему за помощью.

Мероприятия памяти о. Павла Острогского начались 13 декабря 2015 г. Божественной литургией в Алекснадро-Антониновской церкви г. Костромы (Кострома, улица Верхне-Селищенская, 35-а.), по окончании которой, была совершена торжественная панихида и состоялось освящение памятной доски увековечивающей память протоиерея Павла Острогского.

14 декабря в Костромском государственном технологическом университете мемориальные мероприятия посвященные памяти протоиерея Павла были открыты выставкой «За Христа пострадавшие…» на которой были представлены фотографии, личные документы и вещи, принадлежавшие о. Павлу, а также, богослужебные сосуды и книги, которыми он пользовался при жизни. Затем участники круглого стола обсудили тему подвига новомучеников и исповедников «Уроки истории. Память и осмысление»(Кострома, ул. Дзержинского 14, Главный корпус, ауд. 214).

С приветственным словом к собравшимся обратились Управляющий Костромской епархией Преосвященный епископ Костромской и Галичский Ферапонт и ректор Костромского государственного технологического университета А. А. Титунин.

Экспертами круглого стола выступили:

Игорь Владимирович Гарькавый, историк, директор Мемориального Центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской;

Протоиерей Дмитрий Сазонов, д-р философских наук, профессор,председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, председатель комиссии по канонизации святых Костромской епархии.

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель Александро-Антониновской церкви г. Костромы, благочинный 2-го округа Костромы.

Алексий Александрович Федотов, доктор исторических наук, кандидат богословия, религиовед, член Союза писателей России, профессор Ивановского филиала Архангельского института управления,профессор кафедры истории и культурологии ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный химико-технологический университет".

Экспертами и участниками круглого стола, среди которых были известные в Костроме исследователи, историки и краеведы: Советник Губернатора Костромской области Н. М. Рассадин, д-р исторических наук, профессор КГТУ А. В. Зябликов, кандидат культурологи доцент Л. И. Сизинцева и мн. др., была освящена тема мученичества за Христа как высшая степень христианского подвига, аргументировано было показано, что невозможно судить о христианском подвиге того или иного верующего человека, основываясь и доверяя лишь следственным документам, и на их основании причислять к лику святых того или иного страдальца за веру, раскрыта тема преемственности поколений. Все присутствующие единодушно отметили, что подобные круглые столы, конференции, с привлечением экспертов и молодежи необходимо собирать как можно чаще, и выразили надежду, что проведенный круглый стол явится отправной точкой мероприятий направленных на восстановление подлинных смыслов в истории нашего государства и общества.

После выступлений с пояснением И. В. Гарькавого состоялась демонстрация слайд-фильма «Бутовский полигон: место памяти».

Организаторами мероприятий стали Костромская епархия Русской Православной Церкви, Костромской государственный технологический университет, Костромское отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Фотогалерея

Протоиерей Павел Острогский родился 7 июля 1877 г. в с. Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельский р-н Костромской обл-ти) в семье потомственных священнослужителей. В 1892-1898 гг. он обучался в Костромской духовной семинарии, по окончании которой два года работал учителем церковно-приходской школы в своем родном Прискоково. 2 июня 1901 г, в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре епископ Виссарион (Нечаев; 1823-1905) рукоположил Павла Острогского во диакона, а на следующий день, 3 июня, в Богоявленском кафедральном соборе во священника Никольской церкви с. Николо-Трестино вблизи Костромы. Трудясь на приходе в Трестино, о. Павел Острогский много внимания уделял делам милосердия, о чем свидетельствуют газеты того времени. Не переставал о. Павел Острогский заботиться и о духовном воспитании и образовании своих прихожан: весь период своей службы в Николо-Трестино он являлся заведующим Николо-Трестинской церковно-приходской школы. С 1901 г. при Никольском храме села Трестино действовало также общество трезвости.

В 1921 г. о. Павел начинает свое служение в храме свв. мучч. Александра и Антонины в с. Селище (в начале 30-х. гг. XX в. это село вошло в городскую черту Костромы), здесь особенно проявляется его вера забота о пастве. По свидетельству старожилов Селища, о. Павел Острогский пользовался очень большим уважением среди прихожан, которых привлекал своей добротой, отзывчивостью и трудолюбием. В 1923 г. на новом месте службы протоиерей Павел попадает под следствие органов ОГПУ по обвинению в "контрреволюционных действиях". Очевидно, что он подвергался преследованиям за веру и вызывал интерес у чекистов не столько из-за своей принадлежности к церковному сословию, сколько за свою активную церковную позицию.

По благословению свщмч. Никодима (Кроткова,+1937) тогда управлявшего Костромской епархией, о. Павел помог поселиться в Селище ряду освободившихся ссыльных, в том числе свщмч. Макарию (Кармазину; 1875-1937), бывшему епископу Днепропетровскому, и выдающемуся церковному историку, в прошлом профессору Московской Духовной академии, Николаю Ильичу Серебрянскому (1872-1940). В начале 1933 г. прот. Павел Острогский создал при своем храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям. В своих проповедях с церковного амвона свщмч. Павел обличал насильственные мероприятия советской власти, направленные на уничтожение православной веры и Церкви, призывал твердо стоять за веру Христову.

В конце сентября - начале октября 1934 г. органы НКВД произвели в Селище аресты группы прихожан Александро-Антониновского храма, в основном - бывших ссыльных. 30 сентября был арестован еп. Макарий, а 8 октября прот. Павел Острогский. Всех арестованных, обвиненных в членстве в т.н. "контрреволюционной группе", отправили в г. Иваново (Костромской край входил в то время в Ивановскую область), где заключили во внутреннюю тюрьму УНКВД. По биографическим данным известно, что о. Павел Острогский подвергался репрессивно-следственным действиям 4 раза: в 1923 г., в 1930, 1934 и 1937 гг. Во время ареста и заключения о. Павел держался стойко, его ответы на допросах служат доказательством исповедания им православной веры. 17 марта 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило прот. Павла Острогского к 5 годам ссылки в Казахстан, куда он был и направлен. В период отбывания административной ссылки в Чуйском р-не Алма-Атинской области Казахстана Острогский Павел Федорович за "ведение среди населения антисоветской агитации, направленной против мероприятий партии и советского правительства" постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области от 10 декабря 1937г. приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). Приговор приведен в исполнение 13 декабря 1937 г. Так завершился земной путь исповедника и священномученика Павла Острогского. В том же году был расстрелян и владыка священномученик Макарий (Кармазин), а в 1940 году умер в ссылке проф. Н. И. Серебрянский.

Уже после кончины протоиерея Павла появились свидетельства его чудесной помощи и заступничества перед Богом. Дочь свщмч. Павла Ираида Павловна Острогская рассказывала, как отец наказывал ей, что "если будет худо, трудно, безнадежное дело, то и после смерти обращайтесь ко мне, и на том свете я за вас помолюсь". Она же свидетельствовала, что после молитв к нему всегда получала помощь и верила, что по его молитвам произошло чудо, и она сама спаслась от репрессий.

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева (+17.12.1916) и его жены Марии Иоанновны (+26.09.1931), дочери протоиерея Иоанна Клиентова.

Подробнее...

Статьи

Божьи люди...

Держа перед собой книгу митрополита Вениамина (Федченкова) - «Божьи люди. Мои духовные встречи», невольно задаешь себе вопрос: кто они, Божьи люди? Чем они отличаются от нас? Почему мы так нуждаемся в их молитвах?

В Ветхом Завете, в книге Судей, повествуется о рождении судьи народа израильского Самсона, о чем возвещает матери его Ангел Господень, названный ею– «человеком Божьим» (Суд. 13,6). Ангел, возвещающий волю Всевышнего, назван человеком Божьим и в 1-ой книге Царств (1Цар. 2,27). В Священном Писании, название человека Божия, дается посланнику, в данном случае, ангелу, возвещающему волю Господню. Ангел в виде человека – нередкое явление как в Ветхом, так и в Новом Завете (вспомним, напр., - юноши, седевшие у гроба воскресшего Христа (Лк. 24,4).

Подробнее...