1 ноября 2014г. К 150-летию преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

011 ноября 2014 года, в Димитриевскую родительскую субботу и день празднования 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

В это день исполнилось 150 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая стала святой Русской Православной Церкви.

С самого раннего детства, живя в Германии, она по замечательной традиции семьи великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига воспитывалась в христианском духе и одновременно духе любви к страждущим. Семена доброделания были заложены в ее душу в ее семье. Затем, когда она приехала в Россию и соприкоснулась со Святой Русью, то восприняла всем сердцем Православие. Будучи послушной дочерью своего отца и зная, что отец, человек глубоко религиозный, привержен своей протестантской традиции, она пишет ему письмо, где говорит о своем очень сильном желании принять Православие. Содержание письма — сочетание кротости, смирения, дочерней покорности с твердым и неумолимым решением соединиться с той верой, которая, по ее словам, сильней всего раскрывает религиозное чувство человека. Она просила своего отца послать телеграммой лишь одно слово. Отец не послал телеграмму, а написал письмо, в котором не разрешал переход в Православие. Только тогда, движимая, своей волей, а не под чьим-то давлением, не стечением обстоятельств и не под впечатлением красоты внешнего обряда Православия, а ясным осознанием того, что через Церковь Божию сильнее и легче будет осуществляться ее религиозное чувство, она принимает Православие.

0215 июня 1884 года в Придворном соборе дворца венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора, о чём возвещалось Высочайшим манифестом.

15 мая 1896 года, в праздник Вознесения Господня, в Богоявленскую обитель г. Костромы посетил московский генерал-губернатор и председатель Императорского Православного Палестинского общества великий князь Сергей Александрович. Они посетили могилу игумении Марии (Давыдова, настоятельствовала 1863-1889) и посетили игумению Анну (Левашова, наст. 1896-1912).

У Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны не было родных детей, но они воспитывали детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.

4 февраля 1905 супруг великой княгини был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Тяжело переживала эту драму. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её всё выше и выше!». Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

03

Все силы ее души, вся любовь к мужу, к семье, трансформируются в ней в любовь к страдальцам, что вдохновило ее на то, чтобы беззаветно служить страждущим и тем самым осуществлять Евангелие, осуществлять слово Божие.

Господь сказал: если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение свое, и раздай нищим и следуй за Мной (см. Мф. 19:21).

Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия(этоне был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой).

В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб. Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и, в результате, была обвинена в пособничестве немцам. При ее участии в начале 1915 года была организована мастерская по сборке протезов из готовых частей, получаемых в большинстве из Петербургского завода военно-врачебны хизготовлений, где имелся особый протезный цех.

Елизавета Фёдоровна состояла почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. В 1910 она вместе с императрицей Александрой Фёдоровной взяла под своё покровительство братский храм в Бад-Наугейме (Германия). Почётный член Императорской Санкт-Петербургской (Петроградской) духовной академии(1913).

Она отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф. Э. Дзержинского.

04В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растёт яблоня, по преданию, посаженная Великой княгиней.

В ночь на 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли:

  • великий князь Сергей Михайлович;
  • князь Иоанн Константинович;
  • князь Константин Константинович (младший);
  • князь Игорь Константинович;
  • князь Владимир Павлович Палей;
  • Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
  • сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).

05Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

31 октября 1918 года белые заняли Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Однако с наступлением Красной армии тела несколько раз перевозили дальше на Восток.

В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба — великой княгини Елизаветы и сестры Варвары — были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гроба прибыли в Иерусалим. Погребение в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году.

06Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна дает нам высокий пример милосердия и христианства.

В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор (ранее, в 1981 году, они были канонизированыРусской Православной Церковью Заграницей).

В 2004—2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Затем мощи были возвращены в Иерусалим.07

4 января 2000 года в психоневрологическом диспансере интерната хутора 1 мая, расположенного в Костромском р-не состоялось освящение домового храма во имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.

Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому – с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края.

7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края. К святыне приложились многие тысячи жителей Костромы и области.

В 2010 г. в Костроме в рамках празднования собора Костромских святых состоялась международная конференция «Путь святости земли Костромской», посвященная 105-летию трагической кончины великого князя Сергея Александровича. Выступающими была отмечена великая назидательность подвига и служения преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Организатором конференции выступило Костромское церковно-историческое общество.

Святейший Владыка в своем слове, после окончания Литургии сказал, что «возрожденная Марфо-Мариинская обитель имеет очень высокую ответственность пред Богом пред Церковью, перед Елисаветой Феодоровной, которая, невидимо предстоит, пребывая в сонме мучеников, исповедников и членов нашей Церкви, прославленных на небесах».

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

Подробнее...

Статьи

Ярослав Мудрый

НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ СВЯТОЙ РУСИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО КАК ДОМИНАНТА ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ БУДУЩЕГО

Аннотация: В статье, на примере государственно-церковного устройства  Киевской Руси  в период княжения святого благоверного князя Ярослава Мудрого (1034- 1054 ), раскрывается наиболее идеальная модель будущего имперского симфонического строительства «новой России». Дана, также, историческая ретроспектива тех государственных моделей, которые воплотили в прошлом возглавлявшие русское государство наследники Ярослава.
Ключевые слова: Бог, Церковь, государство, империя, общество, Ярослав, князь.

Подробнее...