9 января 2023 года. Настоятель заволжского храма свв. мчч. Александра и Антонины протоиерей Игорь Шашков передал в дар церкви икону свв. мчч. Александра и Антонины Римских с мощами

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

hJFDuBVZoOQ9 января в Святые дни праздника Рождества Богомладенца Христа в Пантелеимоновско-Елисаветинском храме г. Костромы произошло знаменательное событие - настоятелем заволжского храма свв. мчч. Александра и Антонины протоиереем Игорем Шашковым была передана в дар церкви и освящена икона свв. мчч. Александра и Антонины Римских с мощами.

Это уже второй драгоценный вклад, который получила Пантелеимоновско-Елисаветинская церковная община от протоиерея Игоря Шашкова, который в 2014 по 2016 годы был настоятелем строящегося храма во имя св. вмч. Пантелеимона. Первый вклад -  икону св. великомученика Пантелеимона Целителя с мощами о. Игорь вручил Пантелеимновскому приходу в день освящения креста на купол храма в 26 марта 2020 года. Присутствовавший при освящении иконы свв. мучеников Римских Александра и Антонины главный врач Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Окружная больница Костромского округа № 1» В. А. Храмов выразил уверенность, что еще одна святыня, ставшая достоянием прихода при больнице, станет духовным символом надежды и веры в милосердие Господне, а также, молитвенного предстательства святых для находящихся в ней на излечении пациентов.  

Приходской совет Пантелеимоновско-Елисаветинского храма сердечно благодарит о. Игоря Шашакова за дар и духовную радость, которой он поделился в Святые для каждого христианина дни.

Святые римские мученики Александр и Антонина дева († 312 или 313).

Память совершается 23 июня.

АЛЕКСАНДР и Антонина, св. мучч. — по приговору правителя (игемона) Ефеса непорочная и благочестивая девица Антонина за исповедание Христа, была отведена на посрамление „в блудилище — ad lupanar damnatur“ (Мен. Вас.); Александр. воин, одевши ее в свое платье, дал ей средство спастись от поругания и за это оба они были сожжены в 313 г., в то время, когда по указу императора Константина Великого было только что прекращено гонение на христиан. Память их 10 июня, Рим. Мар. 3 мая.

В Прологах их память помещается под 10 июня. Мощи святых были перенесены в Константинополь и положены в Максимовом монастыре.

Молитва святым мученикам:

Святии мученицы Александре и Антонино!

Призрите с небеснаго чертога на требующих вашей помощи и не отвергните прошений наших; но яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны; и да укрепит во всем мире Свою едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею кровию. Молитеся прилежно, святии мученицы, да утвердит Христос Бог во Святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия; да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей; да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Храм Александра и Антонины в Костроме.

Александро-Антониновский храм расположен в одном из древнейших районов Костромы – бывшем селе Селище, на правом берегу Волги.

В городскую черту Селище вошло лишь в 1932 году, но известно оно еще с XIV века. Его история самым тесным образом связана со многими важными событиями в жизни России. И самое знаменитое из них – призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. Как всем известно, само это событие произошло в Ипатьевском монастыре, где вместе с матерью инокиней Марфой в то время жил юный боярин Михаил Романов. Но именно в Селище вечером 13 марта 1613 года остановилось прибывшее из Москвы Великое Земское посольство. А утром 14 марта, прежде чем отправиться в Ипатьевский монастырь, члены посольства молились на Божественной Литургии в Александро-Антониновском храме.

Этот храм единственный в мире носит имя святых Александра и Антонины РимскихУдивительна и история создания храма. В старину один «именитый муж» проезжал через эти места вместе со своей беременной супругой. И случилось так, что именно на этом месте женщина родила двойню – сына и дочь. Это событие произошло 10 июня по старому стилю или 23 июня по новому. В день святых мучеников Александра и Антонины. И близнецам дали имена этих святых. В честь благополучного рождения детей счастливый отец дал обет Богу устроить в этом месте храм в честь святых мучеников. Есть обоснованная версия, что это был основатель Ипатьевского монастыря мурза Чет (в святом крещении Захария), предок таких знаменитых в истории России родов, как Годуновы, Сабуровы и Вельяминовы-Зерновы. Известно, что одного из сыновей Захарии звали Александр.

Первая церковь была деревянной. Рядом с Александро-Антониновским храмом располагались еще две церкви – в честь святого великомученика Георгия Победоносца и во имя святого пророка Илии. Когда в 1779-1786 годах был воздвигнут каменный, нынешний храм, взамен этих двух церквей были устроены два придела – Георгиевский и Ильинский.

В 1930 году с колокольни храма были сброшены колокола. Новые перемены в жизни храма стали происходить в конце XX века. В 1991 году при храме открылась воскресная школа. В 1994 году Иеромонах Андрей Вейде привез в дар храму великую реликвию – частицу мощей святого мученика Александра. В 2008 году храм принял еще одну святыню – список со знаменитой Игрицко-Смоленской иконы Божией Матери. Сам Игрицкий образ Пресвятой Богородицы был украден в послевоенное время из Воскресенской церкви села Любовниково, где он пребывал после разорения и закрытия Игрицкого Песоченского монастыря. Кроме этого, среди святынь в храме есть частички мощей святителя Климента, святого великомученика Пантелеимона — Исцелителя, святого праведного Феодора Ушакова, мученика Валериана. Есть икона блаженной Матроны Московской с частичкой гроба, в котором была погребена святая.

6wIGDPqvz-E
9YtjaedTBiI
APve5xBzwG0
IFyuPAZbnFY
hJFDuBVZoOQ
hw-szKB8sGM
rdcTiY Zs1Q
wZ31yFPyVlY

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Яковлев Михаил Николаевич (1889 – 1980)

Родился 23 октября 1889 года в семье протоиерея в пос. Николо-Корба, Семеновской волости Кинешемского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...