| | vivaspb.com | finntalk.com

12 июня. Память подвижника галичской земли преподобного Иакова (Иоанна) Галичского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00212 июня в день Независимости России совершается память подвижника галичской земли преподобного Иакова (Иоанна) Галичского. Жил в ХV веке подвизался в Паисиево-Галичском и Никольском монастырях г. Галич.

Иаков Галичский был пострижен в монахи в Паисиевом Галичском монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы Паисием Галичским, который был его родственником. Через несколько лет после принятия монашества был рукоположён во иерея. В Житии преподобного Паисия приводится рассказ о том, как Иаков спас главную святыню монастыря Овиновскую икону Божией Матери по время сильного пожара Успенского собора. Он был заперт, и поэтому когда начался пожар, священник Иаков разбил бревном церковные двери, вошёл сквозь пламя в церковь и, взяв икону, вышел обратно. От огня оклад икону, сделанный из серебра и золота, весь расплавился, но у самого Иакову даже волосы не обгорели. Прожив ещё какое-то время в обители, Иаков основал Никольский Староторжский монастырь близ галичского Староторжья (на месте старого торга). Иаков скончался схимником и был там погребён на кладбище для странников у монастыря. Впоследствии у его могилы больные исцелялись от «лютых трясавиц» (лихорадка). Позднее над могилой преподобного была выстроена деревянная церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. Когда началось чествование преподобного Иакова, и в каком виде оно выражалось: молебнами ли, или панихидами – об этом сведений не имеется. Но уже в ХVII веке, как видно из упоминаемой выше рукописи, принадлежащей Императорскому Обществу Истории и древностей Российских, преподобный Иаков считался святым. Существуют два его образа: один в церкви Бориса и Глеба, а другой – на его гробе. В ХVIII веке была уже его служба.

image003В 1925 году Староторжский монастырь был закрыт, в начале 1930-х годов мощи преподобного извлечены и утеряны. В начале XXI века в уцелевших монастырских зданиях располагается Галичское педагогическое училище.

Канонизация Иакова подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование которому установлено в 1981 году.

В 2016 году Галичское благочиние подало заявку на участие в проекте партии Единая Россия «Историческая память». Программа, работающая уже много лет, направлена на сохранение культурной и духовно-нравственной среды и традиционных российских ценностей. 12.02.2017 ход реставрационных работ в Троицком соборе Николаевского Староторжского монастыря обсудили в Галиче подрядчики, приступившие к ремонтным работам, глава Галича и представители городской администрации, духовенство Галичской епархии, сотрудники надзорных организаций.

Надежда, что молитвами преподобного Иакова Никольский Староторжский монастырь будет восстановлен, а Троицкий его собор будет кафедральным собором Галичской епархии есть!

image001Николаевский Староторжский монастырь в г. Галич. По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским предположительно в кон. 15 - нач. 16 вв. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. Согласно писцовым книгам 1635 г. в монастыре находилось две церкви - Никольская и архидиакона Стефана. В документах 2-й половины 18 в. упоминаются четыре церкви: одноглавая, обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана.

В 1833 г. к востоку от монастырской стены на месте упокоения прп. Иакова была сооружена каменная одноглавая двухэтажная церковь. Верхний престол был освящен во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник", а нижний в честь св. ап. Первомученика и Архидиакана Стефана. На левой стороне от входа была устроена гробница и на нее положен образ прп. Иакова. В 1884 г. престол в нижней церкви был устроен новый. На антиминсе к имени архидиакона Стефана присоединено имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая (день преставления прп. Иакова).

В 1839-59 гг. на территории монастыря строится каменный Троицкий собор. Престолы: а) в честь Животворящей Троицы, б) Покрова Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца. После сооружения Троицкого собора, Богоявленскую церковь разобрали.

К монастырю была приписана церковь прп. Серафима Саровского в усадьбе Сокорово, что в 12 верстах от г. Галича по левую сторону торгового тракта Галич-Кинешма.

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Иоанн (Котляревский, 1905 – 1964)

Родился игумен Иоанн (в миру Михаил Михайлович Котляревский) 23 марта 1905 года в Костроме, в семье акцизного чиновника Михаила Ивановича Котляревского, сына священника. В семье было трое сыновей, Михаил был средним сыном. В 1920г. в Томске Михаил окончил 5 классов гимназии. В том же 1920 году семья переехала из Томска в Полтаву.

Подробнее...

Статьи

Мотивы и последствия реформы приходского управления принятой на Архиерейском соборе 1961 года

Аннотация. В результате давления государства Церковь вынуждена была пойти на отстранение настоятеля от управлением приходом. В результате чего церковная иерархия была фактически отстранена от управления церковными структурами. Но Церковь выстояла и на Поместном соборе 1988 года был принят Устав, по которому управление возвращалось в церковные структуры и благодаря которому стал возможен новый тип взаимоотношений Церкви и государства.

Ключевые слова: Церковь, реформа приходского управления, государство, Поместный собор, гонения, верующие.

THE MOTIVES AND CONSEQUENCES OF THE REFORM OF THE PARISH ADMINISTRATION ADOPTED AT THE COUNCIL OF BISHOPS OF 1961.
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. As a result of pressure from the state Church had to go to the dismissal of the rector of running arrival. In the result of which the Church hierarchy had actually removed from the administration of Church structures. But the Church survived and at the local Council of 1988 Charter was adopted, according to which the management of return in Church structures and through which became possible new type of relations between the Church and the state.

Keywords: Church, parish administration reform, state, local Council, persecution, believers.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: