| | vivaspb.com | finntalk.com

17 декабря Память святой великомученицы Варвары Илиопольской

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00217 декабря Православная Церковь чтит память святой великомученицы Варвары Илиопольской (умерла в 306 году). Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур (Диоскор) — был язычником и представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.

image001Когда отец узнал о религии дочери, Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары.Она считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.  image003Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира. Много в христианском мире воздвигнуто в её честь храмов и монастырей. Есть церковь святой Варвары и в Москве. Она очень древняя. Её создание относят к XVI веку. Находится она не далеко от Кремля, на улице, которая так и называется – Варварка (от имени Варвара). Святая эта в давние времена считалась одной из покровительниц торговли. Поэтому место для её церкви выбрали именно там, где были многочисленные торговые ряды. image004Своей покровительницей ее выбрали артиллеристы и шахтеры. Кроме того, св. Варвара стала заступницей всех, кто имеет дело с оружием. В 1998 г. Варвару выбрали небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 2000 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II,  побывала на борту орбитальной станции «Мир».    Поэтому ее образ часто можно увидеть на флагах. Также святая считается защитницей от смерти от молнии, ураганов и пожаров, покровительницей умирающих. Города Санта-Барбара, названные в честь святой, имеются в странах Аргентина, Бразилия, Гондурас, Испания, Кабо-Верди, Коста-Рика, Мексика, Португалия, Сальвадор, США, Чили – что свидетельствует о глубоком почитании святой в разных регионах мира. Святая Варвара изображена на флаге и гербе посёлка Власиха в Московской области.

image005С сожалением мы вспоминаем Варваринскую церковь г. Галича, Варваринскую церковь на Погосте, Чухломского р-на.

Церковь великомученицы Варвары  в Галиче кирпичная, была построена в 1794 на средства прихожан и благотворителей. Основной объём представлял собой двусветный четверик с одноглавым завершением, с тимпанами по центру фасадов. Шатровая колокольня была соединена с храмом широкой трапезной. Главный престол Казанский, в трапезной приделы Рождества Иоанна Предтечи и Варвары Великомученицы. Разрушена церковь была в 1930-х.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Воззрения О. Павла Флоренского на имяславие в 20-е годы ХХ столетия.

ВОЗЗРЕНИЯ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО НА ИМЯСЛАВИЕ В 20-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ. МОСКОВСКИЙ ФЛИОСОФСКИЙ КРУЖОК

Аннотация. В статье рассмотрены труды о. Павла Флоренского и его единомышленников собравшихся в московском философском кружке в 20-е годы ХХ столетия в области богословского и философского осмысления учения об Имени Божием. Труды, послужившие становлению научно-богословского обоснования имяславия.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: