| | vivaspb.com | finntalk.com

17 сентября. Второе обретение и перенесение мощей святителя Митрофана

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00117 сентября по новому стилю Русская Православная Церковь празднует второе обретение и перенесение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского. Родился будущий святитель 8 ноября 1623 года в семье потомственного священника. Половину жизни Митрофан Воронежский прожил как и его отец: женился, служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, растил сына Иоанна. Для своего прихода священник был благочестивым и самоотверженным пастырем, готовым душу положить за каждого.

image002Рано овдовев, он оставшуюся жизнь решает посвятить служению Богу и уходит в монастырь, в Золотниковскую пустынь (ныне Ивановская область). Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители. О заслугах святителя и чудотворца узнал сам Патриарх Иоаким (1674-1690) и возвел игумена Митрофана в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре. Там, его заботами был возведен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1677 по поручению Патриарха Иоакима игумен Митрофан обследовал церкви в ветлужских сёлах, а также заменял в храмах Галича и Юрьевца Поволжского уездами старопечатные богослужебные книги на новые. В 1680 году, одновременно с настоятельством в Унженском монастыре, он был назначен десятильником — управляющим Унженской десятиной, в состав которой входили 94 храма.

Бimage003лагоговейная любовь к преподобному Макарию, и уважение к святому Митрофану побудили царя Феодора избрать Унженского игумена во епископа новоучрежденной Воронежской епархии

В 1702 году владыка тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унженского, основателя монастыря. В своем завещании Митрофан писал, что нет у него ни золота, ни денег, чтобы оставить на собственные поминки и «воспоминания души моей грешной». Все средства, которые у него были, он потратил на нищих, на обустройство храма, на государственные нужды.

23 ноября 1703 года святитель скончался. При его погребении присутствовал сам царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал, что не осталось у него такого святого старца. Похоронили святителя и чудотворца Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа.

image004image008Мощи святителя оказались нетленными, и, по свидетельству многих, от них происходили чудеса. Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора в Воронеже мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 гг.). Каждый раз было засвидетельствовано нетление тела св. Митрофана. В 1832 году святителя причислили к лику святых. Многие верующие просят, чтобы молитва Митрофану Воронежскому о работе, об исцелении от тяжких болезней, об избавлении от бедности читалась рядом с его нетленными останками. И просьба их не остается без внимания. До сегодняшнего дня молитва Митрофану Воронежскому о сыне помогает верующим людям спасать своих сыновей от вражеских рук.

Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная Митрофаниевская церковь в Хотьковском монастыре, которую 29 июня 1833 г. освятил митрополит Филарет.

В Москве существуют храм Митрофана Воронежского, построенный в 1895 г. при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Петровском парке.

В Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя святителя, освящённая в 2001 г.

В Петербурге в 1847 г. на территории Тентелевского кладбища была построена церковь Митрофана Воронежского, в связи с чем и само кладбище стало именоваться Митрофаниевским. Этот храм был снесён в 1929 г.

На территории Карелии на берегу Важозера находится Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии, основанная (как скит) в 1904 г. и возрождённая в 2000 г.

image007image006В Псковской епархии в селе Лосицы (Плюсское благочиние) в 1856 г. был освящён храм Митрофана Воронежского.

В 2003 г. был построен храм во имя святителя на территории Воронежского института МВД России.

В 2003 г. в Воронеже был установлен памятник святителю Митрофану.

Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе был основан Фонд святителя Митрофана Воронежского.

В Воронеже действует Православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.

image005

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Михаил (Беляев; 1925 - 2009)

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году окончил пять классов неполной средней школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

Подробнее...

Статьи

Ярослав Мудрый

НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ СВЯТОЙ РУСИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО КАК ДОМИНАНТА ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ БУДУЩЕГО

Аннотация: В статье, на примере государственно-церковного устройства  Киевской Руси  в период княжения святого благоверного князя Ярослава Мудрого (1034- 1054 ), раскрывается наиболее идеальная модель будущего имперского симфонического строительства «новой России». Дана, также, историческая ретроспектива тех государственных моделей, которые воплотили в прошлом возглавлявшие русское государство наследники Ярослава.
Ключевые слова: Бог, Церковь, государство, империя, общество, Ярослав, князь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: