| | vivaspb.com | finntalk.com

17 сентября. Второе обретение и перенесение мощей святителя Митрофана

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00117 сентября по новому стилю Русская Православная Церковь празднует второе обретение и перенесение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского. Родился будущий святитель 8 ноября 1623 года в семье потомственного священника. Половину жизни Митрофан Воронежский прожил как и его отец: женился, служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, растил сына Иоанна. Для своего прихода священник был благочестивым и самоотверженным пастырем, готовым душу положить за каждого.

image002Рано овдовев, он оставшуюся жизнь решает посвятить служению Богу и уходит в монастырь, в Золотниковскую пустынь (ныне Ивановская область). Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители. О заслугах святителя и чудотворца узнал сам Патриарх Иоаким (1674-1690) и возвел игумена Митрофана в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре. Там, его заботами был возведен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1677 по поручению Патриарха Иоакима игумен Митрофан обследовал церкви в ветлужских сёлах, а также заменял в храмах Галича и Юрьевца Поволжского уездами старопечатные богослужебные книги на новые. В 1680 году, одновременно с настоятельством в Унженском монастыре, он был назначен десятильником — управляющим Унженской десятиной, в состав которой входили 94 храма.

Бimage003лагоговейная любовь к преподобному Макарию, и уважение к святому Митрофану побудили царя Феодора избрать Унженского игумена во епископа новоучрежденной Воронежской епархии

В 1702 году владыка тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унженского, основателя монастыря. В своем завещании Митрофан писал, что нет у него ни золота, ни денег, чтобы оставить на собственные поминки и «воспоминания души моей грешной». Все средства, которые у него были, он потратил на нищих, на обустройство храма, на государственные нужды.

23 ноября 1703 года святитель скончался. При его погребении присутствовал сам царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал, что не осталось у него такого святого старца. Похоронили святителя и чудотворца Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа.

image004image008Мощи святителя оказались нетленными, и, по свидетельству многих, от них происходили чудеса. Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора в Воронеже мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 гг.). Каждый раз было засвидетельствовано нетление тела св. Митрофана. В 1832 году святителя причислили к лику святых. Многие верующие просят, чтобы молитва Митрофану Воронежскому о работе, об исцелении от тяжких болезней, об избавлении от бедности читалась рядом с его нетленными останками. И просьба их не остается без внимания. До сегодняшнего дня молитва Митрофану Воронежскому о сыне помогает верующим людям спасать своих сыновей от вражеских рук.

Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная Митрофаниевская церковь в Хотьковском монастыре, которую 29 июня 1833 г. освятил митрополит Филарет.

В Москве существуют храм Митрофана Воронежского, построенный в 1895 г. при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Петровском парке.

В Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя святителя, освящённая в 2001 г.

В Петербурге в 1847 г. на территории Тентелевского кладбища была построена церковь Митрофана Воронежского, в связи с чем и само кладбище стало именоваться Митрофаниевским. Этот храм был снесён в 1929 г.

На территории Карелии на берегу Важозера находится Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии, основанная (как скит) в 1904 г. и возрождённая в 2000 г.

image007image006В Псковской епархии в селе Лосицы (Плюсское благочиние) в 1856 г. был освящён храм Митрофана Воронежского.

В 2003 г. был построен храм во имя святителя на территории Воронежского института МВД России.

В 2003 г. в Воронеже был установлен памятник святителю Митрофану.

Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе был основан Фонд святителя Митрофана Воронежского.

В Воронеже действует Православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.

image005

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иеромонах Ефимий (Пикалев, 1897 – 1937)

Иеромонах Ефимий (в миру Павел Александрович Пикалев) родился 21 ноября 1897 года в с. Александровка, Белоостровского уезда С.Петербургской губернии в крестьянской семье. Образование – 4 года сельской школы. Работал рабочим на заводе. В гражданскую войну воевал в рядах Красной армии ( в деле есть запись следователя, что Пикалев П. А. в Гражданскую войну был коммунистом и коммисаром, при этом носил нательный крест.).

Подробнее...

Статьи

Статья Костромская голгофа

15 октября на научном богословском портале Богослов.ру опубликована статья Секретаря епархиального совета Кинешемской епархии, докторанта Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия  профессора протоиерея Дмитрия Сазонова «Костромская голгофа».В статье на примере исповеднического подвига духовенства Костромской епархии Русской Православной Церкви показана репрессивная политика советской власти по отношению к религии начиная с 20-х и заканчивая 50-ми годами ХХ века. Раскрыта мотивировка реализации «посадочных дел» и механизм вынесения приговоров по «делам священнослужителей», приравненных государством к врагам народа, преступникам, преступление которых состоит лишь в том, что они верят в Бога, только в том, что служат Ему. В статье упомянуты имена священнослужителей Кинешемского викариатства Костромской епархии: святителя Василия, епископа Кинешемского, протоиерея Иоанна Альтовского и др.

В Кинешемской епархии, которая стала преемницей Кинешемского викариатства Костромской епархии, ведется работа по увековечению подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ столетия, пострадавших в годы гонений на Кинешемской земле. Мы будем знакомить читателей с имена ми и судьбами тех, кто отдал свою жизнь за исповедничество Христа, и был верен Ему «даже до смерти» (Откр. 2:10).

Православный календарь на сегодня: