| | vivaspb.com | finntalk.com

29 августа 2017. Федоровская икона Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00129 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя, костромская земля празднует обретение в 1239 г. костромским князем Василием Ярославичем чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской. Будучи на охоте, князь погнался за дичью и в чаще леса увидел на сосновом дереве икону Богоматери, которую сам не смог снять. Лишь после того как при пении молебнов крестный ход, возглавляемый духовенством достиг места явления иконы, икону удалось снять с дерева и принести в соборный костромской соборный храм во имя великомученика Федора Стратилата.

Слух о явлении иконы распространился по окрестностям города и собрал множество народа. Жители города говорили князю, что: «вчера, до отбытия твоего на охоту, мы видели эту икону, которую нес по городу человек в богатой воинской одежде, похожий на изображаемого на иконе святого великомученика Федора Стратилата». Чудесное видение благочестивых граждан Костромы своего небесного покровителя, храм в честь Феодора Стратилата, в котором она была поставлена, подал повод наименовать обретенную икону Федоровской. Между тем, купцы города Городца, Нижегородской губернии, прибывшие в Кострому по торговым делам и узнавшие о чудесном явлении иконы, узнали в нем образ, хранившийся с 1164 г. в их соборном монастырском храме в честь Федора Стратилата и исчезнувший в 1238 г. при разорении города татарами.

image003Костромской князь, на месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня, потому что в этот день он обрел икону Богоматери.

В этот же день, с начала 90-х годов прошлого столетия, возобновлена традиция шествия крестного хода (прерванная в годы советской власти) с предшествующей ему чудотворной иконой Богоматери Федоровской из кафедрального Богоявленского собора в храм Спаса на Запрудне.

Повествование о чудесном явлении образа Пресвятой Богородицы князю Василию складывалось в течении нескольких веков и получило свое письменное выражение в «Сказании о явлении и чудесах Федоровской иконы Божией Матери», составителем которого считается протопоп костромского Успенского собора Феодор (служил с 1636-1644 гг.).

В 1930-е годы Успенский собор, где находилась икона, был разрушен, и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в середине 1940-х годов — в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным. В 1947 году на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 году патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.

С апреля 1964 года икона стала пребывать в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии.

image005За р. Костромой, возле озера, названного в честь победы князя Василия над татарами в 1262 г. Святым, в благодарность Божией Матери, которая через свою явленную Федоровскую икону и даровала эту победу, в поселке Некрасовское была воздвигнута часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери. Престольный праздник в честь образа Спаса Нерукотворного в этот день в церкви Спаса на Запрудне, где в нижней церкви есть предел в честь Федоровской иконы, в с. Хомутово, Островского р-на, в пос. Ветлужский, Шарьинского р-на. В народе этот праздник называется Ореховым Спасом.

Из потерянных навсегда святынь вспомним: Богоявленский, зимний храм Успенского кафедрального собора, в котором правый придел был сооружен в честь Феодоровской иконы Божьей Матери, Богородице-Феодоровскую церковь на кладбище в Костроме, Богородицко-Федоровскую церковь в с. Минское, Костромского р-на.

В 2008 году возобновлена традиция крестных ходов со чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре Нижегородской епархии.

Многие рассказывают о чудотворном влиянии молитв обращенных к Божией Матери перед образом Ее «Феодоровским».

У Пресвятой Богородицы с молитвами просят о:

  • рождении ребенка;
  • легких родах;
  • счастье в браке;
  • способствовании укреплению здоровья;
  • помощи избавиться от болезней.

image007

Храмы, освящённые в честь иконы:

Феодоровский Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».

Феодоровская церковь села Ново-Архангельского Тюкалинского уезда Тобольской губернии,. Построена в память бракосочетания их императорских величеств в 1896 году.

Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».

Фёдоровская церковь в Ярославле — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.

Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи)[34].

Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году[35].

Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца.

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Серебрянский Николай Ильич (1872-1940)

Родился 1 декабря 1872 года в с. Крекшино, Новоржевского уезда Псковской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Псковскую духовную семинарию, затем, один курс Варшавского университета. В 1898 году окончил Московскую академию со степенью кандидата богословия.

Подробнее...

Статьи

Легитимизм – краеугольный камень монархической идеи

Наиболее древнее из дошедших до нас произведений русской письменности, лежащее в основании не только литературы России, но и отечественной традиции богословия, философии, истории и, в целом, социальных наук – «Слово о Законе и Благодати» св. Митрополита Киевского Иллариона. В этом есть нечто промыслительное. Проблема соотношения и взаимосвязи Закона и Благодати рассматривается под разными углами зрения во всем христианском мире на протяжении веков. Но именно в нашем Отечестве этот вопрос явился корневым. Из него, по сути дела, начало расти древо национальной культуры.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: