6 мая. Великомученик и Победоносец Георгий

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0036 мая, в среду, Церковь молитвенно почитает исповедническую кончину одного из своих мучеников – великомученика и Победоносца Георгия. Уроженец Каппадокии (Малая Азия), видный военачальник и приближенный императора Диоклетиана, Георгий, в разгар гонений на христиан, раздал все свое имение нищим, рабам даровал свободу, и бесстрашно придя на императорский совет, стал защищать гонимых, и ни в чем не повинных христиан. Его бросили в тюрьму, в которую, после чуда воскрешения им умершего животного, к нему стали приходить для исцеления недужные и больные.

image001Георгий лечил их молитвой, обращенной к Богу. После чудесного разрушения идолов языческого храма и жестоких мучений, святой был обезглавлен 23 апреля 303г.(по юлианскому календарю). Многие, видя страдания и стойкость святого великомученика, принимали крещение и становились христианами. Как при жизни, так и по смерти своей, святой великомученик является небесным покровителем всех, прибегающих к его помощи и заступничеству перед Богом. Сохранилось предание, что неподалеку от того места, где был похоронен святой великомученик Георгий, близ ливанских гор, жил и выходил из озера страшный змей, который похищал и пожирал людей. Чтобы умилостивить его, жители, по совету языческих жрецов, отдавали чудовищу, по очереди (из каждого семейства) своих детей. Этой горькой участи не избегла и была выведена для съедения чудовищем царская дочь. С трепетом ожидала она своей смерти. Внезапно явился юный воин на белом коне и поразил копьем змея, готового уже поглотить свою жертву. Этот воин был святым Георгием, который через чудо, обратил жителей страны в христианство. На основании этого предания, великомученик обычно изображается на белом коне, попирающем ногами коня змея и поражающим его копьем. Своим презрением к смерти победив своих мучителей, врагов веры, став победителем духа над страданиями плоти, он по праву носит имя Победоносца и является помощником и защитником всех, ко обращается к нему с молитвой о помощи.

image005Святой великомученик Георгий, явивший образ мужества и стойкости в исповедничестве Христа, является небесным покровителем Московского княжества, воинства русского, а с ним и всей России. Недаром наши князья, с надеждой на покровительство и небесное заступничество святого носили его имя. Знак ордена святого Георгия дается всем мужественным воинам, показавшим чудеса храбрости, не щадившим своей крови в битвах с врагами России. В сельской местности у в молебных пениях обращенных к святому, селяне испрашивают благословения нивам в произрастании плодов и покровительство домашнему скоту.

В день его памяти служатся молебны, кропятся святой водой пастухи и скот, первый раз, после зимы, выпускается на пастбища. Само имя Георгий в переводе с греческого означает – земледелец. Да и в жизни великомученика мы встречаемся со случаями его покровительства и помощи земледелию и скотоводству. Все эти верования основываются на подлинной истории чудес и выражают живую веру в помощь и небесное покровительство перед богом святого великомученика.

В этот день престольный праздник в храме святого великомученика Георгия при военной академии КГАХЗ построенного и освященного 5 мая 1995г., г. Костромы. Заложен храм был 22 июля 1994 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым в ходе Первосвятительского визита, посвящённого празднованию 250-летия Костромской епархии. Отдельно стоящая звонница сооружена в 2002.

Престольный праздник в этот день также в храме с. Георгиевское, Межевского р-на.

Костромичи вспоминают, что вместе с Воскресенской церковью на Площадке (1744г.) находился храм во имя великомученика Георгия Победоносца (1772 г.). В ней имелось два придела: во имя вмч. Георгия и Иверской иконы Божией Матери, и во имя св. Александра Невского. Главную достопримечательность составляла древняя Тихвинская икона Божией Матери с частицами мощей разных святых.

В 1916 году, во время 1-й мировой войны Воскресенскую церковь было решено сделать мемориальной, посвятив ее памяти погибших на войне костромичей. Предполагалось разместить внутри Церкви мраморные доски с именами всех погибших, позолотить главы и т.д. (из-за начавшейся вскоре революции эти планы остались неосуществленными). Находившиеся в центре Костромы, они были закрыты в 1924 г.

С 1927 г. в Георгиевской церкви разместился Дом обороны (дом Осоавиахима), а в Воскресенской церкви была устроена учебная газовая камера. Весной 1930 г. Воскресенская церковь «как уродующая площадь и стесняющая уличное движение, особенно во время митингов и демонстраций в пролетарские праздники», была разрушена.

В 1930 г. Воскресенская церковь как уродующая площадь и стесняющая уличное движение» была разрушена», в 1933 году разрушена Георгиевская церковь.

image007 image007 image007

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Алексий Васильевич Андроников (+1918)

Родился 14 сентября 1838 года в г. Чухломе, Костромской губернии. Выходец из старинного рода чухломских священников, сын настоятеля Преображенского собора Чухломы Василия Ивановича и Глафиры Ивановны Андрониковых. Незаурядные способности студента Алексея Андроникова проявились в Костромской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Мотивы и последствия реформы приходского управления принятой на Архиерейском соборе 1961 года

Аннотация. В результате давления государства Церковь вынуждена была пойти на отстранение настоятеля от управлением приходом. В результате чего церковная иерархия была фактически отстранена от управления церковными структурами. Но Церковь выстояла и на Поместном соборе 1988 года был принят Устав, по которому управление возвращалось в церковные структуры и благодаря которому стал возможен новый тип взаимоотношений Церкви и государства.

Ключевые слова: Церковь, реформа приходского управления, государство, Поместный собор, гонения, верующие.

THE MOTIVES AND CONSEQUENCES OF THE REFORM OF THE PARISH ADMINISTRATION ADOPTED AT THE COUNCIL OF BISHOPS OF 1961.
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. As a result of pressure from the state Church had to go to the dismissal of the rector of running arrival. In the result of which the Church hierarchy had actually removed from the administration of Church structures. But the Church survived and at the local Council of 1988 Charter was adopted, according to which the management of return in Church structures and through which became possible new type of relations between the Church and the state.

Keywords: Church, parish administration reform, state, local Council, persecution, believers.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: