| | vivaspb.com | finntalk.com

25 апреля. Радоница

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

rad2017 01Во вторник Фоминой недели, 25 апреля совершается Радоница. Православные христиане имеют благочестивый обычай совершать молитвенное поминовение усопших в храмах и на могилках своих усопших родственников. Этот обычай ведет свое начало с древних времен и имеет благотворное влияние не только для почивших, но и для живых. Называется этот обычай радоницей (слав. - светлая, блестящая) потому, что живущие на земле делятся с душами усопших духовной радостью о воскресшем Спасителе и о всеобщем грядущем воскресении.

rad2017 02Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Духовный смысл этого обычая заключается в том, что Церковь, по прошествии светлых дней Пасхи, когда все живущие на земле поздравляли друг друга с Воскресением Христа, после недели Антипасхи (греч.- воскресение подобное Пасхе, неделя посвященная вере апостола Фомы – первое воскресение после Пасхи) разделяет свою радость и с усопшими в надежде всеобщего воскресения. Свое поминовение живущие сопровождают милостыней и делами благотворения, а так же приносят на кладбище частички пасхальной трапезы – яйца, куличи.

Конечно же, в первую очередь, для усопших важна молитва церковная, молитва за проскомидией (часть Литургии), где с произнесением имен наших усопших из просфоры вынимаются частички и погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этом священнодействии омываются грехи тех, кого мы поминали. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Если же мы желаем оказать помощь своим усопшим делами милосердия, то можем сделать это через руки нуждающихся и страждущих. Накормить голодного, одеть неимущего, посетить больного и находящегося в заключении.

rad2017 03В день Радоницы мы вспоминаем, что Сам Господь сходит в ад к душам усопших для проповеди победы жизни над смертью. При посещении кладбища, дорогие нам могилы напоминают о кратковременности земной жизни, о нашем небесном отечестве, куда пойдем мы по завершении земного бытия. На кладбище, мы яснее сознаем истину, что счастье человека заключается не в приобретении земных благ, а в необходимости приобретения вечных и нетленных сокровищ души - таких как любовь, милосердие, чистота сердечная, терпение, смирение и т. д. С начала недели Фоминой, вновь совершаются сорокоусты о усопших (40 поминальных Литургий), отлагаемые с четверга Страстной и Светлой недель.rad2017 04 Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряне, приведен в молитвослове «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище». Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Традиционная еда, которую принято приносить на Пасху в день Радоницы – поминальная кутья, пасхальные яйца, пироги, куличи, блины и многое другое. Перед тем, как начать поминальную трапезу, люди расстилают скатерть возле могилки, накрывают и христосуются с покойными. По завершению многие оставляют на могилках яйца, пироги и куличи. Лучше, конечно, отдавать еду нищим и нуждающимся. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Церковь осуждает поминовение усопших алкоголем называя такое «поминовение» усопших язычеством. Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.

24 апреля совершается память (575 лет) блаженной кончины основателя Железноборовского монастыря преподобного Иакова (+1442).Молитвами преподобного да дарует Господь Костромскому краю и Земле Русской мир и богатую милость от Подателя Благ – Бога.

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Магер Василий Устинович (1883- 1960)

Родился 14 января 1883г., в м. Крево, Ошмянского уезда, Виленской губернии, царства Польского, Российской империи в крестьянской семье. После Октябрьского переворота 1917г. Василию Магеру с женой и двумя детьми пришлось оставить все имущество и эвакуироваться в Красноярск.

Подробнее...

Статьи

«Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.»: «Books in print»

«В лето 6865 месяца февраля 22 на память своего отца Афанасия написано святое евангелие в граде Галиче при княжении великого князя Ивана Ивановича рукою грешного Фофана», – было начертано на обороте последнего листа так называемого Галичского евангелия стилом монаха, надо полагать, старейшего из галичских монастырей – Спасо-Преображенского.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: