| | vivaspb.com | finntalk.com

2 - 7 апреля 2018. Страстная седмица

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Со 2 го апреля начинается Страстная неделя, последняя неделя Великого поста. Такое название она имеет потому, что посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданиям, крестной смерти и погребению.

В понедельник, вторник и среду этой недели Церковь раскрывает для нас назидательный смысл последних дней Господа, проведенных Им на земле. В эти дни верующим предписывается строгий пост. Сухоядение без масла.

image003По значимости воспоминаемых событий все дни Страстной недели именуются Великими. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Великий Понедельник. воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

image006В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

В 2015 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на Великий Вторник.

В этот день престольный праздник в Благовещенском соборе г. Буй, в с. Игодово, Островского р-на, в с. Ферапонт, Буйского р-на, с. Протасово, Нерехтского р-на

Мы навсегда потеряли Благовещенскую церковь г. Костромы, Благовещенскую церковь с. Пушкина, с. Леглова, Костромского р-на, одноименную церковь пог. Логари, с. Ваганово, Галичского р-на, г. Нерехты, с. Хрипелова, Благовещенскую ц-вь на р. Монзе, с. Мышкина, на Унорже, Буйского р-на, с. Скоробогатова, Макарьевкого р-на, г. Судая.

В день праздника Благовещения совершается память преставления (смерти) святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). В Костроме, в память святителя Патриарха Тихона сооружен храм в микрорайоне Давыдовский. Храм был освящен в 2002году.

В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

image008Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию омовения Иисусом, в знак смирения, ног своих учеников, Тайной Вечери, а также, молитвы Христа в Гефсиманском саду и предательстве Иуды. В Четверг, на Литургии, христиане обычно все причащаются Святых Таин, в знак того, что Христос на Тайной Вечери установил Таинство Причащения. Накануне четверга, вечером в середу, во всех церквах по традиции совершается т. н. «Общая исповедь», во время которой священник называет наиболее распространенные грехи, а присутствующий народ кается в совершении их и разрешается от них священником, читающим над каждым кающимся разрешительную молитву.

Служба Великой Пятницы посвящена памяти крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения начинается накануне вечером, в Великий Четверг. Перед Крестом, вынесенным на середину храма читаются 12-ть «страстных Евангельских чтений» повествующих о страданиях Христа: начиная с последней беседы Его на Тайной вечери и заканчивая Его погребением во гробе. Во время чтения Евангелия, верующие стоят с зажженными свечами. По традиции, свечи Великого Четверга несут домой и пламенем знаменуют крест на притолках и косяках дома. Хозяйки готовят по особым рецептам т.н. «четверговую соль» (черную).

В Великую Пятницу Литургия не совершается, т.к., этот день посвящен воспоминанием Крестной Смерти Спасителя. Утром, вместо литургии читаются т. н. «Царские часы». В Пятницу совершается также память снятия с креста Тела Христова и погребение Его, поэтому на богослужении вечерни, из алтаря (как бы с Голгофы), на середину храма выносится Плащаница с изображением Христа лежащего в гробе, и полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Этими действиями показывается сошествие Христа во ад, и победа Его над смертью. Все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и целуют раны лежащего на ней Господа – прободенное ребро, руки и ноги. В конце богослужения Пятницы Плащаница обносится вокруг храма.

image011Богослужения Великой Субботы посвящены сошествию Спасителя во ад: пребыванию Христа «плотью в гробе, душой во аде», а так же, воскресению Спасителя. Утром в Великую субботу, после Литургии, в храмах совершается освящение пасхальной трапезы: яиц, куличей, пасох. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

В двенадцатом часу ночи совершается богослужение полунощницы, в конце которой, Плащаница заносится в алтарь и полагается на престоле в память сошествия Христа в ад, и победы Его над смертью. На престоле остается до праздника Вознесения Господня. После этого, обычно в 12 (в 24ч.) часов ночи, совершается крестный ход вокруг храма, по завершении которого, в полночь все заходят в храм, и наступает светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Христова, богослужение Пасхи – пасхальной утрени и Литургии. С этого момента сорок дней до праздника Вознесения, мы все радостно приветствуем друг друга гимном победы жизни над смертью: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Традиции: В течение всей недели шла подготовка к главному празднику Пасхи: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов.

 

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: