| | vivaspb.com | finntalk.com

9 апреля 2017. Вербное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0039 апреля Церковь празднует Вхождение Господа Иисуса Христа во Иерусалим, или как в простонародье говорится – праздник Вербного воскресенья, которое по традиции отмечается за неделю до Пасхи. История события праздника такова. Множество народа, пришло на праздник ветхозаветной Пасхи в святой город Иерусалим, потому что праздник Пасхи служит днем воспоминания исхода израильского народа из Египта.

За несколько дней до Пасхи, люди, услышав о приходе Иисуса, воскресившего четверодневного мертвеца Лазаря, в восторге от того, что они видят великого царя Израиля, победившего смерть – в надежде, что они встречают своего освободителя – царя Израиля, встречали его, въезжающего в город на осле, как подобало встречать Мессию и правителя – зелеными пальмовыми ветвями, песнопениями и приветственными криками: "Осанна!" (спасение)… Восторг охватил всех.

В этот день в церкви во время всенощной службы освящаются веточки вербы. Затем их приносят в дом и ставят возле иконы. По церковной традиции, они должны простоять весь год. В народе считали, что освященная верба имеет чудотворную целебную силу, способную избавить людей и животных от болезней, порчи и сглаза, а дом – от пожаров и наводнений.

Почему именно верба? Поскольку в наших широтах пальмы не растут, то славяне избрали для себя символичное дерево – иву (вербу), побеги которого распускаются одними из первых и начинают цвести и зеленеть к этому сроку. Таким образом, у славян праздник Входа Господнего в Иерусалим получил название Вербное воскресенье.

На трапезе этого дня разрешается вкушение рыбы (накануне, в Лазареву субботу – рыбная икра).

image004

В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Его назначение было служить усыпальницей костромских архиереев. В храме находятся гробницы костромские архипастыри: сам епископ Дамаскин (Орловский, +1769), епископа Виталий (Щепотов, +1846) и епископа Александр (Кульчицкий, +1888,).

Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, – престольный день храма.

В березовой роще, что возле пл. Конституции в Костроме, в 19-м – начале 20-го века было Лазаревское кладбище. Храм был закрыт в 1930 году, а вскоре полностью разрушен. Еще в 1920-х годах на кладбище хоронили людей, а через несколько лет большевики сравняли погост, на котором покоились именитые граждане Костромы, с землей. И разбили здесь березовую рощу. Где-то в середине ее (место точно неизвестно) есть захоронение костромичей, умерших от страшной болезни – африканской чумы… В 2010 году в нескольких метрах от бывшего торгового киоска был установлен мемориал в память о детях блокадного Ленинграда.

С вербой связано много поговорок и примет: «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ХХ ВЕКА ЦЕРКВИ РУССКОЙ СОБОРА КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ

Подробнее...

Статьи

Кострома в начале царства Романовых

Аннотация: Кострома – «колыбель» Дома Романовых. Из костромского Ипатьевского монастыря юный боярин Михаил Фёдорович, благословленный матерью, взошёл на государев престол. Кострома в царствование Михаила Фёдоровича превратилась в крупный торгово-ремесленный центр, третий по числу посадских дворов в Замосковном крае Русского государства после Москвы и Ярославля. Благодаря благочестивой и щедродательной деятельности первого государя новой царской династии многие костромские храмы и монастыри были украшены замечательными произведениями церковного искусства. В это время были заложены основы покровительства Костроме царствовавшего более 300 лет в России Дома Романовых.

Ключевые слова: Кострома, царь Михаил Фёдорович, Собор 1619 года, Старый город, Новый город, посад, ремесло и торговля, царские вклады.

Карта Костромского края изобилует Романовскими местами. Одними они владели, другие посещали, в третьи делали вклады. Но лишь об одном из них, ещё в XIX столетии, стали говорить, как о «колыбели» Дома Романовых. Речь идет о Костроме – главном городе Костромской земли, в древние времена – столице Костромского удельного княжества, в российский период – центре Костромского уезда и Костромской губернии.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: