| | vivaspb.com | finntalk.com

9 апреля 2017. Вербное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0039 апреля Церковь празднует Вхождение Господа Иисуса Христа во Иерусалим, или как в простонародье говорится – праздник Вербного воскресенья, которое по традиции отмечается за неделю до Пасхи. История события праздника такова. Множество народа, пришло на праздник ветхозаветной Пасхи в святой город Иерусалим, потому что праздник Пасхи служит днем воспоминания исхода израильского народа из Египта.

За несколько дней до Пасхи, люди, услышав о приходе Иисуса, воскресившего четверодневного мертвеца Лазаря, в восторге от того, что они видят великого царя Израиля, победившего смерть – в надежде, что они встречают своего освободителя – царя Израиля, встречали его, въезжающего в город на осле, как подобало встречать Мессию и правителя – зелеными пальмовыми ветвями, песнопениями и приветственными криками: "Осанна!" (спасение)… Восторг охватил всех.

В этот день в церкви во время всенощной службы освящаются веточки вербы. Затем их приносят в дом и ставят возле иконы. По церковной традиции, они должны простоять весь год. В народе считали, что освященная верба имеет чудотворную целебную силу, способную избавить людей и животных от болезней, порчи и сглаза, а дом – от пожаров и наводнений.

Почему именно верба? Поскольку в наших широтах пальмы не растут, то славяне избрали для себя символичное дерево – иву (вербу), побеги которого распускаются одними из первых и начинают цвести и зеленеть к этому сроку. Таким образом, у славян праздник Входа Господнего в Иерусалим получил название Вербное воскресенье.

На трапезе этого дня разрешается вкушение рыбы (накануне, в Лазареву субботу – рыбная икра).

image004

В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Его назначение было служить усыпальницей костромских архиереев. В храме находятся гробницы костромские архипастыри: сам епископ Дамаскин (Орловский, +1769), епископа Виталий (Щепотов, +1846) и епископа Александр (Кульчицкий, +1888,).

Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, – престольный день храма.

В березовой роще, что возле пл. Конституции в Костроме, в 19-м – начале 20-го века было Лазаревское кладбище. Храм был закрыт в 1930 году, а вскоре полностью разрушен. Еще в 1920-х годах на кладбище хоронили людей, а через несколько лет большевики сравняли погост, на котором покоились именитые граждане Костромы, с землей. И разбили здесь березовую рощу. Где-то в середине ее (место точно неизвестно) есть захоронение костромичей, умерших от страшной болезни – африканской чумы… В 2010 году в нескольких метрах от бывшего торгового киоска был установлен мемориал в память о детях блокадного Ленинграда.

С вербой связано много поговорок и примет: «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

 

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Костромское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. История и современность.

Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь (Ис. 62:1)

На рубеже  XIX и XX веков в России по общественной инициативе были созданы тысячи неполитических общественных организаций, которые представляли собой элементы постепенно зарождавшегося в стране гражданского общества. Это были благотворительные, медицинские, педагогические, технические, просветительные, спортивные и иные структуры. Они характеризовались различной степенью активности, числом членов, масштабами деятельности. Среди них были небольшие провинциальные общества, сферой деятельности которых был небольшой уездный центр, были и всероссийские организации, имевшие отделения в десятках городов. Совершенно особое положение занимали немногочисленные общества, в названии которых присутствовало слово «императорское». Это означало, что покровителем (покровительницей) организации являлся кто-либо их царствовавшей семьи Романовых.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: