| | vivaspb.com | finntalk.com

9 апреля 2017. Вербное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0039 апреля Церковь празднует Вхождение Господа Иисуса Христа во Иерусалим, или как в простонародье говорится – праздник Вербного воскресенья, которое по традиции отмечается за неделю до Пасхи. История события праздника такова. Множество народа, пришло на праздник ветхозаветной Пасхи в святой город Иерусалим, потому что праздник Пасхи служит днем воспоминания исхода израильского народа из Египта.

За несколько дней до Пасхи, люди, услышав о приходе Иисуса, воскресившего четверодневного мертвеца Лазаря, в восторге от того, что они видят великого царя Израиля, победившего смерть – в надежде, что они встречают своего освободителя – царя Израиля, встречали его, въезжающего в город на осле, как подобало встречать Мессию и правителя – зелеными пальмовыми ветвями, песнопениями и приветственными криками: "Осанна!" (спасение)… Восторг охватил всех.

В этот день в церкви во время всенощной службы освящаются веточки вербы. Затем их приносят в дом и ставят возле иконы. По церковной традиции, они должны простоять весь год. В народе считали, что освященная верба имеет чудотворную целебную силу, способную избавить людей и животных от болезней, порчи и сглаза, а дом – от пожаров и наводнений.

Почему именно верба? Поскольку в наших широтах пальмы не растут, то славяне избрали для себя символичное дерево – иву (вербу), побеги которого распускаются одними из первых и начинают цвести и зеленеть к этому сроку. Таким образом, у славян праздник Входа Господнего в Иерусалим получил название Вербное воскресенье.

На трапезе этого дня разрешается вкушение рыбы (накануне, в Лазареву субботу – рыбная икра).

image004

В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Его назначение было служить усыпальницей костромских архиереев. В храме находятся гробницы костромские архипастыри: сам епископ Дамаскин (Орловский, +1769), епископа Виталий (Щепотов, +1846) и епископа Александр (Кульчицкий, +1888,).

Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, – престольный день храма.

В березовой роще, что возле пл. Конституции в Костроме, в 19-м – начале 20-го века было Лазаревское кладбище. Храм был закрыт в 1930 году, а вскоре полностью разрушен. Еще в 1920-х годах на кладбище хоронили людей, а через несколько лет большевики сравняли погост, на котором покоились именитые граждане Костромы, с землей. И разбили здесь березовую рощу. Где-то в середине ее (место точно неизвестно) есть захоронение костромичей, умерших от страшной болезни – африканской чумы… В 2010 году в нескольких метрах от бывшего торгового киоска был установлен мемориал в память о детях блокадного Ленинграда.

С вербой связано много поговорок и примет: «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: