4 неделя Великого поста. Преп. Иоанн Лествичник (VI в.)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В богослужении 4-ой недели Великого поста Церковь предлагает нам в назидание высокий пример постнической жизни в лице вспоминаемого в этот день преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн был великим христианским подвижником и отшельником. Он принял постриг в обители на Синае и провел в уединении более сорока лет.

Будучи игуменом Синайского монастыря, Иоанн написал знаменитую и популярную во всем христианском мире «Лествицу райскую», за что и получил в церковной истории именование Лествичника. В своем сочинении он рассматривал монашескую жизнь как непрерывное духовного очищения человека и описал тридцать степеней восхождения в Царствие Божие. Первой ступенью этого восхождения является плачь о грехах. Не за то мы будем осуждены на вечном суде, что не совершали чудес, а за то, что не плакали о своих грехах Характерно, последней, высшей степенью он считает «любовь». Описание этой ступени монашеского совершенства он начал фразой: «Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге».

image002Сочинение Иоанна Синайского послужило материалом для иконописи, который был достаточно распространен и в Древней Руси, особенно в монастырских фресковых росписях. На западной паперти Троицкого собора помещена огромная фреска «Видение Иоанна Лествичника».

image003

Фреска была создана, видимо, в 1652—1653 годах изографом Гурием Никитиным с артелью. Содержание композиции «Видение Иоанна Лествичника» носит символический характер. Ее смысловой центр — лестница, увиденная преподобным Иоанном в откровении. По лестнице, ведущей в Царствие небесное, взбираются монахи. Но их продвижение вверх дается отнюдь не физическими усилиями, а нравственным, духовным самосовершенствованием. Внизу черноризцев искушают бесы, на более высоких ступенях ангелы копьями сталкивают с лестницы оступившихся. На самой вершине Иисус Христос помогает взойти в рай праведному монаху, снискавшему святость.

22 марта совершается память 40 севастийских мучеников - воинов-христиан, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году.

image004В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

 

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Чекан Виктор Георгиевич (1862-?)

Виктор Георгиевич Чекан родился 11.ноября 1862 года в г. Оргеев Бессарабской губернии в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию в 1886 году. Оставлен профессорским стипендиатом на кафедре пастырского богословия и педагогики Киевской духовной академии.

Подробнее...

Статьи

Костромское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. История и современность.

Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь (Ис. 62:1)

На рубеже  XIX и XX веков в России по общественной инициативе были созданы тысячи неполитических общественных организаций, которые представляли собой элементы постепенно зарождавшегося в стране гражданского общества. Это были благотворительные, медицинские, педагогические, технические, просветительные, спортивные и иные структуры. Они характеризовались различной степенью активности, числом членов, масштабами деятельности. Среди них были небольшие провинциальные общества, сферой деятельности которых был небольшой уездный центр, были и всероссийские организации, имевшие отделения в десятках городов. Совершенно особое положение занимали немногочисленные общества, в названии которых присутствовало слово «императорское». Это означало, что покровителем (покровительницей) организации являлся кто-либо их царствовавшей семьи Романовых.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: