| | vivaspb.com | finntalk.com

4 неделя Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В богослужении 4-ой недели Великого поста Церковь предлагает нам в назидание высокий пример постнической жизни в лице вспоминаемого в этот день преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн был великим христианским подвижником и отшельником. Он принял постриг в обители на Синае и провел в уединении более сорока лет.

Будучи игуменом Синайского монастыря, Иоанн написал знаменитую и популярную во всем христианском мире «Лествицу райскую», за что и получил в церковной истории именование Лествичника. В своем сочинении он рассматривал монашескую жизнь как непрерывное духовного очищения человека и описал тридцать степеней восхождения в Царствие Божие. Первой ступенью этого восхождения является плачь о грехах. Не за то мы будем осуждены на вечном суде, что не совершали чудес, а за то, что не плакали о своих грехах Характерно, последней, высшей степенью он считает «любовь». Описание этой ступени монашеского совершенства он начал фразой: «Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге».

image002Сочинение Иоанна Синайского послужило материалом для иконописи, который был достаточно распространен и в Древней Руси, особенно в монастырских фресковых росписях. На западной паперти Троицкого собора помещена огромная фреска «Видение Иоанна Лествичника».

Фреска была создана, видимо, в 1652—1653 годах изографом Гурием Никитиным с артелью. Содержание композиции «Видение Иоанна Лествичника» носит символический характер. Ее смысловой центр — лестница, увиденная преподобным Иоанном в откровении. По лестнице, ведущей в Царствие небесное, взбираются монахи. Но их продвижение вверх дается отнюдь не физическими усилиями, а нравственным, духовным самосовершенствованием. Внизу черноризцев искушают бесы, на более высоких ступенях ангелы копьями сталкивают с лестницы оступившихся. На самой вершине Иисус Христос помогает взойти в рай праведному монаху, снискавшему святость.

image003

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

Подробнее...

Статьи

О Достоевском

Не читать Достоевского - преступление,
но читать Достоевского - наказание.
Или, наоборот?

Прот. Василий Марченко

Как раньше, в советские времена, на великого писателя ставили клеймо реакционера, так сейчас некоторые хотят видеть его чуть ли не учителем Церкви. Как одно мнение (это уже очевидно) к Достоевскому вообще отношения не имеет, так и другое — упрощает писателя в интересах нахлынувшего “всеобщего православия”. Подробнее...

Православный календарь на сегодня: