| | vivaspb.com | finntalk.com

4 неделя Великого поста. Преп. Иоанн Лествичник (VI в.)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В богослужении 4-ой недели Великого поста Церковь предлагает нам в назидание высокий пример постнической жизни в лице вспоминаемого в этот день преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн был великим христианским подвижником и отшельником. Он принял постриг в обители на Синае и провел в уединении более сорока лет.

Будучи игуменом Синайского монастыря, Иоанн написал знаменитую и популярную во всем христианском мире «Лествицу райскую», за что и получил в церковной истории именование Лествичника. В своем сочинении он рассматривал монашескую жизнь как непрерывное духовного очищения человека и описал тридцать степеней восхождения в Царствие Божие. Первой ступенью этого восхождения является плачь о грехах. Не за то мы будем осуждены на вечном суде, что не совершали чудес, а за то, что не плакали о своих грехах Характерно, последней, высшей степенью он считает «любовь». Описание этой ступени монашеского совершенства он начал фразой: «Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге».

image002Сочинение Иоанна Синайского послужило материалом для иконописи, который был достаточно распространен и в Древней Руси, особенно в монастырских фресковых росписях. На западной паперти Троицкого собора помещена огромная фреска «Видение Иоанна Лествичника».

image003

Фреска была создана, видимо, в 1652—1653 годах изографом Гурием Никитиным с артелью. Содержание композиции «Видение Иоанна Лествичника» носит символический характер. Ее смысловой центр — лестница, увиденная преподобным Иоанном в откровении. По лестнице, ведущей в Царствие небесное, взбираются монахи. Но их продвижение вверх дается отнюдь не физическими усилиями, а нравственным, духовным самосовершенствованием. Внизу черноризцев искушают бесы, на более высоких ступенях ангелы копьями сталкивают с лестницы оступившихся. На самой вершине Иисус Христос помогает взойти в рай праведному монаху, снискавшему святость.

22 марта совершается память 40 севастийских мучеников - воинов-христиан, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году.

image004В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

 

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Заварин Николай Константинович (1895-1937)

Родился в 1895 году в с. Вознесенское, Пречистенского р-на, Ярославской губернии (По другим сведениям в с. Возенсенье Ярославской губернии). По окончании Семинарии в 1921 году рукоположен во священника к церкви с. Вознесенское Ярославской губернии. Служил до конца 1920-х годов, потом о.Николай вместе с семьей переехал в г.Нерехту, где служил в Казанском соборе до 29 марта 1929 года. Люди потянулись к батюшке, стали активнее посещать храм. Это сразу обеспокоило местные власти.

Подробнее...

Статьи

Подвиг 40 мучеников Севастийских

22 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: