| | vivaspb.com | finntalk.com

4 неделя Великого поста. Преп. Иоанн Лествичник (VI в.)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В богослужении 4-ой недели Великого поста Церковь предлагает нам в назидание высокий пример постнической жизни в лице вспоминаемого в этот день преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн был великим христианским подвижником и отшельником. Он принял постриг в обители на Синае и провел в уединении более сорока лет.

Будучи игуменом Синайского монастыря, Иоанн написал знаменитую и популярную во всем христианском мире «Лествицу райскую», за что и получил в церковной истории именование Лествичника. В своем сочинении он рассматривал монашескую жизнь как непрерывное духовного очищения человека и описал тридцать степеней восхождения в Царствие Божие. Первой ступенью этого восхождения является плачь о грехах. Не за то мы будем осуждены на вечном суде, что не совершали чудес, а за то, что не плакали о своих грехах Характерно, последней, высшей степенью он считает «любовь». Описание этой ступени монашеского совершенства он начал фразой: «Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге».

image002Сочинение Иоанна Синайского послужило материалом для иконописи, который был достаточно распространен и в Древней Руси, особенно в монастырских фресковых росписях. На западной паперти Троицкого собора помещена огромная фреска «Видение Иоанна Лествичника».

image003

Фреска была создана, видимо, в 1652—1653 годах изографом Гурием Никитиным с артелью. Содержание композиции «Видение Иоанна Лествичника» носит символический характер. Ее смысловой центр — лестница, увиденная преподобным Иоанном в откровении. По лестнице, ведущей в Царствие небесное, взбираются монахи. Но их продвижение вверх дается отнюдь не физическими усилиями, а нравственным, духовным самосовершенствованием. Внизу черноризцев искушают бесы, на более высоких ступенях ангелы копьями сталкивают с лестницы оступившихся. На самой вершине Иисус Христос помогает взойти в рай праведному монаху, снискавшему святость.

22 марта совершается память 40 севастийских мучеников - воинов-христиан, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году.

image004В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Лавр Николаевич Смирнов родился 26 июля по ст. ст. (8 августа по н.ст.) 1876 года в селе Верхнемежском, Кологривского уезда, в семье священника. Окончил курс обучения в Костромской духовной семинарии по второму разряду в 1898 году.

Подробнее...

Статьи

ЗА КОГО «ПОЛОЖИЛ СВОЙ ЖИВОТ» ИВАН СУСАНИН В 7121 ГОДУ? (1)

Аннотация: Подвиг крестьянина Ивана Сусанина был совершен в период кульминации российской «Смуты» начала XVII в. В разгар работы Земского собора, на котором решался вопрос о преемственности верховной власти, М.Ф. Романов, один из главных претендентов на престол, проживал вместе с матерью старицей Марфой в своей костромской вотчине с. Домнино. Оказавшийся в это время в пределах владений Романовых отряд польско-литовских людей целенаправленно искал Михаила Федоровича. Домнинский крестьянин И. Сусанин ценой собственной жизни не выдал тайну его местонахождения. Спасая М.Ф. Романова от врагов, Сусанин, сам того не ведая, уберегал страну от нового витка «Смуты», а, возможно, и от полного распада государства.

Ключевые слова: Иван Сусанин, Костомаров, Михаил Романов, старица Марфа, Салтыковы, претендент на престол, польские и литовские люди, Домнино, Костромской край, Ипатьевский монастырь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: