Святки. Обрезание Господне.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0114 января (по старому стилю 1 января), совершается память Василия Великого, Обрезания Господня (древний обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Гражданский Новый год, который отмечался 1 января, отмечался по григорианскому календарю (не надо забывать, что тогда был пост). У православных Новый год – 14 января. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.

12 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении обычно родившегося Богомладенца песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

0214 января (по старому стилю 1 января), совершаются сразу три праздника - память Василия Великого, Обрезание Господне (древний еврейский обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Суть праздника Обрезания такова. На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Сила этого имени, по изъяснению святых отцов в том, что оно относится к Самому Богу Воплощенному. Отсюда теперь понятно, что день обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины». В имени уже указано все последующее дело Господа: в начале указано все остальное… Как в семени — будущее: и зелень, и колос, и зерна, и хлеб, и питание, и жизнь.В воспоминание этого священного события св. Церковь с древних времен установила один из великих праздников – Обрезание Господне (1/14 января).

03Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. В том же IV веке (около 330 года) в Кесарии (административном центре Каппадокии, где чеканились римские монеты) родился будущий архиепископ Василий Великий. Он происходил из знатного рода и получил блестящее образование. Но, раздав свое имущество бедным, Василий поселился на берегу реки и собрал вокруг себя иноков в общежитие. Святитель преставился ко Господу, не прожив и пятидесяти лет, 1 января 379 года в великий праздник Церкви Обрезания Господня. Сразу после смерти святого Василия Церковь стала отмечать день его памяти.

В Костроме, в церкви Воскресения на Дебре (1645), где главный престол был освещён в честь Воскресения Господня, левый предел освящен во имя святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это было сделано, скорое всего, по настоянию купца Кирилла Григорьевича Исакова, отца которого звали Григорием. Предел поражает всякого искусной резьбой своего иконостаса. Роспись придела выполнила артель прославленного Гурия Никитина.

04Мы с болью вспоминаем об уже утраченных церквах во имя св. Василия Великого: Васильевская с. Одошнур (Буреполом) деревянная, теплая на каменном фундаменте, с такою же колокольнею; построена в 1869 г. тщанием прихожан. Кладбище вне села, в 1/2 вер., обнесено забором. Престол один - во имя Василия Великого. Расстояние от Костромы 470 в., от Ветлуги 120 в. Ближайшие церкви Троицкая с. Кувербы в 20 в. и Николаевская с. Тоншаева в 30 в. Церковь разобрана в 1960-е гг. На ее месте построен магазин. Сейчас это Нижегородская область. Васильевская с. Шохна (Шехна, погост Василий Великий), Макарьевского района.В селе три церкви, из них: 1) каменная, холодная, построена в 1803 г., 2) каменная теплая построена в 1825 г., обе усердием прихожан; 3) деревянная древняя, когда и кем построена - неизвестно. Все три церкви стоят неподалеку одна от другой и окружены каменной оградой, внутри которой приходское кладбище. В холодной церкви престол один - во имя святителя Василия Великого; в теплой 3: средний в честь Богоявления Господня, правый во имя Пророка Илии, левый во имя святителя Николая Чудотворца. В деревянной церкви два 05престола: правый во имя святителя Василия Великого, левый во имя святителя Николая Чудотворца. Примечателен древний деревянный храм, формою шатровый, с двумя главами. По мнению археологов, устройство его относится к концуXVIв. В этом храме есть две особо чтимые иконы с изображением: одна - святителя Василия Великого, другая - святителя и чудотворца Николая. Обе иконы старинного письма и время написания их, как и время устройства храма, неизвестно и относится к глубокой древности. Расстояние от Костромы 75 в., от Нерехты 70 в. Ближайшие церкви: Ильинская с. Олтухова в 6 в. и Николаевская с. Кузьмина в 10 в.Все три церкви утрачены в советский период. На западной стороне кладбища обнаружены характерные бугры заросшего фундамента одной из каменных церквей, а также кованая оконная решетка. Василия Великого на р. Монзекаменная,с такою же колокольнею. Построена не ранее 1866 г.Кладбище при церкви.Расстояние по от Вологды90 в., от Грязовца 50 в.Ближайшая церковь Васильевская с.Демьянова Солигаличского уезда Костромской губернии

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

Подробнее...

Статьи

Борьба научного и религиозного мировоззрений в контексте идеологии партийной диктатуры (На примере «хрущевской оттепели»).

С 23 января 2015 г. в Православном Свято-Тихоновском гумантарном университете в рамках ХХV-ой богословской конференции в актовом зале университета под руководством доктора физико-математических наук проф. Ю. Т. Лисицы состоялось заседание секции Религиоведение. На секции выступили ученые и исследователи, преподаватели из НИУ ВШЭ, ПСТГУ, РУДН, РГГУ. Протоиерей Дмитрий Сазонов выступил с докладом «Борьба научного и религиозного мировоззрений в контексте идеологии партийной диктатуры (На примере «хрущевской оттепели»), который был высоко оценен присутствующими.

Предлагаем посетителям нашего сайта авторский вариант доклада.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: