28 сентября 2015. Память преподобного Никиты

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Преподобный Никита, память которого совершается 28 сентября – ученик, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 1365 г. в Подмосковье.

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

02В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. Здесь он стал проводником идей преподобного Сергия, который стремился ввести в монастырскую жизнь общежительный устав и непрестанную Иисусову молитву. Господь наделил его даром прозорливости. Ученикам он заповедовал соблюдать «лествицу смирения», по образцу аскетического труда преподобного Иоанна Синайского: смирение, послушание, молчальничество, чистоту помыслов.

Почил преподобный в 1450 году и был погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. По молитвам преподобного Никиты у раки его мощей совершилось много исцелений тех, кто с верой просил о его предстательстве перед Богом. Особенно много было исцелений от глазной болезни. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

03Преподобный Никита включен в соборы Кострмоских и Радонежских святых. По местам своих молитвенных подвигов он еще именуется Серпуховским и Боровским. Он является молитвенником и покровителем Костромы и единственный носит название Костромской.

0428 сентября Кострома праздновала 650-летие со дня рождения преподобного Никиты. Мероприятия в честь преподобного Никиты стали носить название Никитских торжеств. Они включают богослужебную часть, просветительский блок: классные часы, утренники в детских садах, посвященные памяти и значению преподобного Никиты для Костромы. Общероссийские образовательные Никитские чтения прошли в Костромском государственном технологическом университете. В Общественнной палате Костромской области 30 сентября пройдет круглый стол посвященный памяти преподобного: «Значение преподобного Никиты в жизни Костромского края».

Богоявленский монастырь стал местом непрестанной молитвы, просветительских трудов иноков и инокинь. Обителью милосердия, где пребывали больничные учреждения и училище сестер милосердия, богадельня.

Преподобне отче Никито, моли Бога о нас!

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Голоушин Николай Петрович (1883-1964)

Родился Николай Голоушин в семье Чухломского купца Петра Васильевича Голоушина в 1883 году. После окончания в 1906 году Петербургской духовной семинарии, он три года служил в Петербурге учителем Закона Божия в школе для взрослых при Иоанно-Предтеченской церкви.

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: