27 сентября. Воздвижение Креста Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0127 сентября, в воспоминание об обретении в 326 г. царицей Еленой в Иерусалиме Креста, на котором был распят Господь, Церковью установлен один из двенадцати великих праздников. Благодаря настойчивости и упорству царицы, после долгих поисков и раскопок, была обнаружена пещера гроба Господня, а неподалеку от нее три креста, на одном из которых была прибита дощечка с надписью Пилата и 4 гвоздя, пронзившие Тело Спасителя.

Чтобы узнать, какой из трех крестов являлся тем, на котором был распят Христос, патриарх Макарий предложил поочередно возложить все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, он ожил. Таким образом, убедились, что Крест найден. Из-за невозможности, по случаю большого стечения народа, приложиться к Кресту, многие просили поднять (воздвигнуть) Крест над толпой, чтобы хотя бы издали видеть и поклониться Ему. Тогда патриарх и другие духовные лица, встав на возвышенное место, стали высоко поднимать Святой Крест, а все люди при этом, в трепетном восторге произносили слова молитвы: «Господи помилуй» и с благоговением поклонялись святыне.        В 614 г. Святой Крест был отнесен при захвате Иерусалима царем Хазроем в Персию и 27 сентября был возвращен в 628 г. в храм Воскресения. Таким образом, в празднике этого дня соединяются два воспоминания – обретение и воздвижение Животворящего Креста и возвращение Его из персидского плена. В церковных песнопениях Крест воспевается как «ангелов слава», «крепость праведных», «хранитель всей вселенной», «оружие непобедимое», «бесов сопротивоборец». 02Он украшается венком из цветов в знак того, что через страдания и смерть на нем Спасителя, дарована нам вечная жизнь. Накануне праздника, в конце вечернего богослужения Крест, при пении песнопения «Святый Боже», выносится священником (в кафедральном соборе архиереем), держащим его над головой, из алтаря, на середину храма, где и полагается на аналое(специальный стол для положения икон и книг). В кафедральном соборе Костромы (и во всех кафедральных соборах РПЦ.), происходит чин Воздвижения Креста. Склоняясь перед Крестом Христовым, мы покланяемся подвигу любви и надежде воскресения. Когда осеняем себя крестным знамением, то берем на себя Крест Христов и решаемся следовать за Спасителем, перенося жизненные невзгоды в надежде воскресения. В это день установлен Церковью строгий пост.

03В костромском Богоявленском кафедральном соборе, в левой стороне местного ряда иконостаса находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого Песошенского монастыря с частичками 278 мощей святых, среди которых в центре нижней перекладины, под иконой Воскресения Христова вложена частичка Животворящего Креста Господня.

В этот день престольный праздник в Кресто-Воздвиженском храме г. Нерехты. Крестовоздвиженский каменный храм был построен в 1788 году усердием горожан при городском кладбище. Престолов в храме два: в честь Животворящего Креста Господня; во имя великомученика Димитрия Солунского.После закрытия храма в советский период, он был общине верующих в 1993 году. Из утерянных святынь верующие жители Костромского края, особенно в этот день, вспоминают Крестовоздвиженскую церковь с. Воздвиженское, Буйского р-на, одноименную церковь г. Солигалича.

В праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем уроженца с. Карабаново, Костромского р-на, протодиакона Ветлужского собора И. Н. Воздвиженского, обвиненного в контрреволюционной деятельности и расстрелянного 28.11.1937 года.

 

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик протоиерей Сергей Константинович Заварин (1885 - 1938)

Память 1/14 апреля

Родился 10 сентября1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии[1] в семье священника Константина Заварина.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на книгу протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова «Костромская Голгофа»

Книга  протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова «Костромская Голгофа» состоит из ряда статей, биографий и мортиролога, в которых отображены и показаны как «механизм», так и размах репрессий со стороны Советского государства в отношении, в частности, к духовенству Костромской епархии Русской Православной Церкви в период с 1918 по 1952 гг. Автор-составитель убедительно доказывает, что подлинной виной священнослужителей была принадлежность их к Церкви Христовой. В книге представлены судьбы духовенства Костромской епархии, пострадавшего в период 1918–1952 гг.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: