29 июня 2015. Память преподобного Тихона Луховского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Преподобный Тихон (в миру Тимофей) родился в первой половине ХV века в пределах литовского княжества. Раздав после смерти родителей все свое имущество он одном из московских монастырей принял монашеский постриг и отправился в пределы костромского края. Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы.

В 3-х верстах от г. Луха в местечке Копытово преподобный начинает свою отшельническую жизнь. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. Для сеяния хлеба, несмотря на то, что от внутренней болезни преподобный с великим трудом передвигал ноги, сам он вместо лошади впрягался вместо лошади в ярмо, повелевая ученикам управлять плугом. Когда же кто из посторонних находил пустынника в такой работе, то они вдруг оставляли ее, чтобы избежать мирской славы. Тихон удалялся от беседы с приходящими, даже с иноками, любопытствовавшими видеть его. По смирению он так и не принял священства.

02Скончался 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в какой одежде положить его в гроб. К их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель во имя св. Николая Чдуотворца

03В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными. При этом игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив затем по молитвам святого прозрение, он вновь предал мощи преподобного земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона.

Вскоре на этом месте возникает Никольский мужской монастырь – впоследствии Тихонова пустынь. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года. В 1570 году он причислен к лику святых. Житие преподобного составлено в 1649 году. Святые мощи преподобного Тихона пребывают в Свято-Никольской Тихоновой мужской пустыни Ивановской области.

В начале 1920-х гг. Никольский монастырь (Тихонова пустынь) как церковное учреждение был закрыт, иноки изгнаны, а в 1929 г. на его базе была организована МТС, начальная школа и жилье для рабочих и учителей. В 1936 г. в связи с антирелигиозной кампанией были сняты кресты, часть колоколов, разрушено большинство глав и почти во всех зданиях культового характера произведена внутренняя перепланировка в соответствии с хозяйственными потребностями МТС. Тогда же начата разборка церковной ограды на металлолом и щебень для фундаментов новых построек.

В конце 1944 г. ансамбль монастыря был объявлен памятником культовой архитектуры и позднее принят на гос. охрану республиканского значения. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. областное управление по делам архитектуры неоднократно обращалось к руководству Тимирязевской МТС, райисполкома и областного управления сельского хозяйства о выводе с территории комплекса мастерских и проведения ремонта памятниковых зданий. Однако все просьбы и требования о сохранении памятника оставались на бумаге, а в 1961 г. по ходатайству местных властей ансамбль Никольского монастыря Распоряжением СМ РСФСР No 3954-р от 14.08.61 г. снимается с гос. охраны и исключается с учета памятников. С этого момента разрушение культовых построек комплекса ускоряется как в связи с хозяйственной деятельностью, так и в силу естественных причин.

В 1973 г. монастырь вновь объявляется памятниковым ансамблем и ставится на гос. учет. Однако никаких мер по ремонту и выводу зданий из аварийного состояния ни районное отделение "Агрохимия" (правопреемник МТС и Сельхозтехники), ни совхоз Тимирязевский, на балансе которого находятся здания ансамбля, не предпринимают.

В настоящее время в части зданий комплекса располагаются всевозможные механические службы, в части - жилье. Общее состояние строений полу аварийное или близкое к аварийному. 16 июля 1995 года Свято-Николо-Тихонов монастырь указом Святейшего Синода был возрожден.

04Одной из наиболее почитаемых икон в монастыре является икона Божьей Матери «Державная», с которой монастырь ходит на многодневные крестные ходы. Главной святыней монастыря является чудотворная икона преподобного Тихона, известная также под названием «Неизрубаемая». История этого образа такова. В 1931 году монастырь подвергся разграблению воинствующими красными богоборцами. Большое количество икон, хранящихся в монастыре, было уничтожено, а именно изрублено топорами. В стенах монастыря была устроена машинно-тракторная станция. Однако, когда один из безбожников попытался разрубить икону св. Тихона, у него ничего не вышло. Топор отскакивал от образа и не мог повредить его. Богоборец бросил икону и в ужасе бежал. Верующие тайно сохранили чудотворную икону и позже, по окончании гонений на Церковь, вернули её в монастырь, где она и находится по сей день.

День памяти преподобного - престольный праздник в Тихоновском церкви г. Волгореченска. Решение о строительстве храма в честь Тихона Луховского было принято в 1996 году, так как молодой город Волгореченск не имел духовных традиций и нуждался в духовном окормлении.

05Закладка первого камня храма состоялась 29 июня 1996 года. Средства на строительство церкви выделило крупнейшее предприятие города - Костромская ГРЭС. Колокола отлили на средства от пожертвований частных лиц. Архитектором проекта церкви стал И. Ш. Шевелев. Храм пятиглавый, с главной центральной главой, которая находится на светлом барабане с большим числом окон. Трехъярусная колокольня отличается от многих других своим архитектурным строением, напоминающим кристалл. Она имеет высоту сорок метров.   Единение всех и всего - главная, по замыслу архитектора, идея внутренней части храма. В этой церкви службу можно наблюдать абсолютно с любого места четверика. 

Самыми главными святынями церкви считаются икона Божией Матери "Помощь в родах" и привезенная со святой горы Афон икона "Скоропослушница".

Богослужения в церкви проходят ежедневно, она как и планировалась стала духовным центром города Волгореченска.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Митрополит Корнилий (Попов, 1874 - 1966)

Митрополит Корнилий (в миру Константин Константинович Попов) родился в 1874 году в с. Никольском Вологодской губернии, в семье служащего. По окончании в 1894 году Вологодской духовной семинарии по первому разряду он был определен псаломщиком и одновременно учителем церковно-приходской школы в с. Черевково. В 1896 году принял диаконский сан, затем был рукоположен в священника. Служил священником, миссионером, наблюдателем церковно-приходских школ в Пермской епархии. В 1897 году овдовел.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: