15 февраля. Сретение

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sretenie15 февраля праздник, Сретения (встречи) Господня. Праздник является памятью о том великом событии, которое совершилось на сороковой день после рождения Христа-Спасителя. По закону, данному Богом пророку Моисею, в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства, каждая еврейская семья должна принести своего первенца в храм для посвящения Богу. Богородица, вместе с праведным Иосифом, принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Там их встретили старец Симеон, которому ангелом было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира и пророчица Анна.

Праведный Симеон взял на свои руки Богомладенца и прославил Господа, явившегося в наш мир и принявшего для исцеления нашей природы плоть человеческую. После этого Симеон отошел в вечность, в область усопших, чтобы принести туда первую весть о том, что он видел на земле Спасителя. Так произошла встреча между Спасителем и ждущим избавления от последствий греха (проклятия и смерти) человеком.

Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи. По-традиции,сретенские свечи хранятся в течении всего года – они зажигаются в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу. Это могут быть болезни близких или жизненные трудности и неурядицы. 15 февраля также празднуется во всем мире как День Православной молодёжи.

В 2015 году празник Сретения Господня приходится на воскресение связанное с памятью о Страшном Суде Господнем, который ожитает человечество по его воскресении.

Воспоминанием о грядущем Страшном Суде, Церковь побуждает нераскаянных грешников к покаянию. Христос есть Судия живых и мертвых, в связи с этим, накануне воскресного дня, в субботу, Церковь молится о всех усопших и называет эту субботу вселенской родительской. Воскресенье о Страшном Суде называется еще Неделей мясопустной, потому что этим днем завершается вкушение мяса и на следующую неделю (Сырная, масленица), дается разрешение вкушать только сыр, масло и яйца (Масленица). Запрещая употреблять в пищу мясо, Церковь приучает нас к воздержанию, подготавливая к посту. Посвящая Неделю мясопустную напоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду неотвратимости и праведности суда, установила ходатайствовать за всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же, за скончавшихся внезапной смертью. Церковь молит Господа о помиловании их. Всецерковное поминовение усопших приносит великую пользу и помощь умершим. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение - есть выражение нашего общего единства (живых и усопших) в Церкви Христовой. Кроме того, этой молитвой о усопших, Церковь напоминает нам о неизбежной для нас земной кончине и о предстоящем испытании, предлагает задуматься о нашем нынешнем духовном и нравственном состоянии, о скоротечности земной жизни, призывает немедленно приступить к исправлению и исцелению от греховной болезни путем покаяния и добрых дел. В родительские субботы с древних времен существует благочестивый обычай посещать кладбища. На Костромских кладбищах имеются церкви: во имя чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» на ул. Костромской и часовня во имя великомученика Федора Стратилата на пр-те Мира, кладбища расположены в ограде Алесандро-Антониновской и Богословских церквей г. Костромы, где можно также будет поставить свечу об упокоении родственников и помолиться о них.

В Костроме Сретенская церковь была домовым храмом при Костромской духовной семинарии. Устроен он по благословению Игнатия (Рождественский, управлял Костромской епархией с 1878 по 1883), погребен в усыпальнице Костромского кафедрального собора)), епископа Костромского и Галичского в 1878 году на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса (в настоящее время корпус «Г» КГУ им. Н. А. Некрасова). Церковь закрыта в 1918 году.

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: