26 октября. Перенесение списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери из Афона в Москву

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0126 октября Церковь празднует перенесение в 1648г. списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери из Афона в Москву. В 1669г. Иверская была поставлена в московской часовне у Воскресенских ворот в память того, что и в афонской обители Сама Царица Небесная выбрала место для своей иконы в монастырских воротах. Икона стала символом города. Вратарницей, охраняющей главные ворота первопрестольного города. Ведь Воскресенские ворота были главными воротами в Китай-город. Через них традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь.

Московская Иверская икона прославилась многими чудесными знамениями. Немало ходит в Москве устных сказаний о благодатных знамениях от этой святой иконы Пресвятой Богородицы. Святая Иверская икона носит на себе свидетельства дивного милосердая Божией Матери к страждущим – это привески из драгоценных металлов (с изображением членов тела), нередко приносимые лицами, избавленными Ею от тяжких болезней, или молящимися об избавлении. Для исцеления и помощи страждущим, ее носили по домам горожан.

В 1920-х годах часовня была снесена, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта. Для неё на Афоне был сделан новый список с Иверской чудотворной иконы.

02Автором Иверской иконы считается апостол Лука, который написал эту икону как Одигитрию (Путеводительтницу). История иконы повествует, что в IX веке, во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи Иверского (Грузинского) монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в монастырскую церковь, но утром, икона была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что это перемещение иконы произошло несколько раз, поэтому-то икона стала называться Вратницей или Привратницей, а от имени Иверской обители — получила наименование Иверская. К чудесам, которыми прославилась икона, можно отнести то обстоятельство, что часто люди, имевшие какую-либо душевную нечистоту не допускались силой Божией Матери от входа в обитель.

03В ХХ веке прославился Монреальский список Иверской иконы Божией Матери. Монреальская Иверская икона — cписок с Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афонской горе греческим монахом. В 1982 году обладателем иконы стал православный канадец чилийского происхождения Иосиф Кортес, который привёз икону с Афона в Монреаль. По словам Иосифа, 24 ноября 1982 года икона впервые замироточила, и этот процесс продолжался постоянно в последующие годы за исключением Страстных недель. Считается, что икона непрерывно мироточила в течение 15 лет. Миро обычно появлялось во время молитвы или вскоре после нее, в количестве, зависящем от события или молитвенного усердия присутствующих. Порой, оно текло так изобильно, что появлялось сквозь охранительное стекло и заливало опору иконы, стену, стол. Так бывало в дни великих праздников, в частности, на Успение Божией Матери.

Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась.

Слава иконы широко распространилась за пределы Православной Церкви: многие католики и протестанты приходили почтить ее...

Однако в ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при загадочных обстоятельствах, а Чудотворная Иверская икона бесследно пропала.

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик священник Алексий Великосельский (1865 - 1918).

Память 17/30 августа

Родился в 1865 году в семье священнослужителя. В 1888 году окончил Ярославскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты

DOI: (присваивается в редакции)

УДК

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты.

Сазонов Дмитрий Иванович, протоиерей

Костромская митрополия Русской Православной Церкви г. Кострома

sazonow63.12 @gmail.com

Аннотация. В статье, на основании документов, дается анализ положения верующих в условиях государственно-партийного курса взятого на XXI съезде коммунистической партии в 1959 году. Вместе с задачами построения коммунизма как экономической формации ставится задача воспитания нового человека – безрелигиозного человека коммунистического общества. Руководство Русской Православной Церкви находясь на позициях лояльного отношения к власти выбрало курс, при котором сочетались два направления: желание показать соответствие христианского идеала социалистическим (коммунистическим) воззрениям и следование своим вероучительным традициям. Социологические исследования показывают, что благодаря такому курсу удалось нивелировать тезис о классовом противостоянии Церкви и коммунистического государства, с другой стороны, с другой стороны - сохранить свою религиозную идентичность и накопить силы для воссоздания своих структур в изменившихся общественно-политических  условиях.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: