21 сентября - праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00121 сентября Церковь празднует один из двенадцати  великих праздников богослужебного года - праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Две тысячи лет назад, в этот светлый день, на рубеже Старого и Нового Заветов,  в городе Назарете родилась  девочка, Которая предназначена была Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира.

Родителями ее были праведные Иоаким и Анна, люди, которые  вели безукоризненную, добродетельную жизнь веры, надежды и любви.  По промыслу Божию, многие годы супруги оставались бездетными и терпели несправедливые упреки со стороны людей, укорявших их тем, что за грехи Бог лишил их потомства.

 За терпение, непоколебимую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал им великую радость – под конец их жизни Архангелом Гавриилом им было возвещено, что молитвы их услышаны Богом, и у них родится дочь Мария (евр.-  надежда), через Которую будет даровано спасение всему миру (Быт. 3,15). Святая Анна зачала, и по исполнению срока родила Пресвятую Деву Марию, чистотой и добродетелью превосходящую не только людей, но и ангелов, явившуюся живым храмом Божиим.

image002Рождеству Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)

Тропарь, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Задостойник

image003Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем.

Молитва

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

image004В ансамбле костромского Ипатьевского монастыря находится пристроенная к Троицкому собору, (была разрушена в конце 20-х годов XX века), теплая (зимняя) пятиглавая  каменная церковь в честь Рождества Богородицы (1760-1764 гг.) с трапезной палатой. Сейчас она полностью восстановлена и освящена 19 августа сего года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В этот день престольный праздник в Рождества-Богородицком храме Иаково-Железноборовского мужского монастыря в с. Борок, Буйского р-на. Основание Железноборовскому монастырю положено около 1390 года при великом князе Московском Василии Дмитриевиче преподобным Иаковом, который получил Божественное указание построить на этом месте  монастырь.

  Свое название Железноборовский монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, был прежде огромный бор с залежами железной руды. Каменное строительство  в монастыре началось в 1743 году построением одноэтажной церкви с пятью главами в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова Железноборовского и святителя и Чудотворца Николая, а освящена церковь в 1757 году.  После 1917 года трагически сложилась судьба насельников монастыря. В 1927 году иноков из братского корпуса выгнали. По рассказам местных старожилов, они стали жить в подклети церкви Рождества Пресвятой Богородицы в тесноте, холоде и сырости. Было монахов человек 20. Последний инок монастыря (к концу жизни) схиархимандрит Серафим (Борисов) после его закрытия служил в различных храмах Костромской епархии (ум. 1994г.). В конце 20-х и в 30-е годы он 8 лет  провел в лагерях Архангельской области и на строительстве Беламорканала. Монашеская жизнь в Иаково-Железноборовском монастыре была возрождена в 1994 году; на территории обители располагалось подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы.

Наместником обители был назначен иеромонах Ферапонт (Кашин), ныне епископ Кострмоской и Галичский.

Из разушенных  святынь, некогда украшавших наш город вспомним, разрушенную Рождества  Богородицы церковь на Лазаревском кладбище г. Костромы, церковь с. Апраксино, церковь с. Богородицкое, Костромского р-на, с. Поздеевское, Нерехтского р-на, одноименные церкви  в г. Солигаличе, Вяткиной-Горе, Кологривского р-на, с. Ключей, Макарьевского р-на.

В день праздника Рождества Богородицы совершается память священномученика иерея Василия Разумова (+1937), а 23 сентября – святителя Феодорита, архиепископа Рязанского (1551-1617), возглавившего в 1613 году великое посольство направленное Земским собором для наречения Михаила Феодоровича Романова «царем и великим государем всея России».

Священномученик Василий Разумов родился в тысяча восемьсот семьдесят девятом году в Костромской губернии, в бедной крестьянской семье. Отец Василия рано скончался и он зарабатывал на хлеб тяжелым трудом. Утешением для юноши стали церковные службы. Он рано начал петь на клиросе, сам изучил нотную грамоту и вскоре уже управлял церковным хором. Много лет Василий работал учителем церковного пения в приходской школе. Незадолго до революции его рукоположили в сан диакона, а в двадцать втором году Разумов стал священником. В 1918г. епископ костромской Севастиан (Вести), хорошо зная о.Василия, возвел его в сан протодиакона и перевел на служение в Кострому, в Богоявленский Анастасиин женский монастырь. Служение протодиакона Василия Разумова в монастырском Богоявленском соборе продолжалось почти до самого его закрытия в 1922г.

image005Затем, рукоположенный во иерея в 1922 году он служил в разных храмах Костромской губернии - до тех пор пока церковь не закрывали по приказу властей. В тридцать втором отец Василий Разумов попытался противодействовать очередному закрытию. Священник с прихожанами собрал подписи под обращением в защиту Свято-Никольского храма, где он служил. Церковь удалось отстоять, но активного священника взяли на заметку. Вскоре его арестовали и по обвинению в "антисоветской и антиколхозной деятельности" и отправили на пять лет в лагеря. Отец Василий не отбыл срок до конца, по состоянию здоровья его освободили досрочно. Но в новую волну репрессий, осенью тридцать седьмого иерей Василий Разумов был приговорен к расстрелу.

Приговор привели в исполнение 21 сентября, в день великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Место захоронения священномученика неизвестно, по всей видимости, оно находится в ближних окрестностях Нерехты. Старший сын о.Василия, священник Анатолий Разумов, служивший в селе Воскресенское Красносельского района, вскоре также был арестован и расстрелян осенью 1937г.

В последнем месте его служения, в Нерехте, все эти годы не прекращалось народное почитание мученика.

image006Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000г.

Тропарь, глас 4:

 

От юности красоту церковную возлюбил еси, благодатию Духа Святаго дивно украшенный, добрый пастырю стада словесных овец. Их же от расхищения мужески спасая, сам от безбожных лютыя страдания претерпев, велие дерзновение перед Богом обрел еси. Отче священномучениче Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим

Кондак, глас 3:

 В годину лютую к пастырству призванный, в обители преподобного Пахомия подвизался еси. Множество душ к покаянию и спасению приведый, за Христа пострадав даже до крове, ныне усердно молися о нас, священномучениче Василие.

  Молитва

 О угодниче Божий, святый священномучениче отче Василие! От юности своея в молитве и сладкопении Богови усердно предстоя, благолепие службы церковныя всею душею возлюбил еси. Прилежно науку пения церковнаго постигнувый, со всяким благоговением и усердием труды клиросныя понесл еси. Горести, нужды и скорби познавый, сердце сокрушенно и смиренно стяжал еси. Богом ко учительству призванный, отроков и отроковиц множество во благочестии воспитал еси. Егда же Господь в годину лютую гонений на Церковь Божию призва тебе к трудам пастырства, мужественный защититель паствы своея был еси. Нетвердых во православии утверждая, нестроения врачуя и расколы искореняя, верен архипастырю своему, священномученику Никодиму, во узах сущему, остался еси. Веру святую отеческую не стыдяся исповедовати даже до крове, страдания, заключения и смерть за Христа претерпел еси. Тем же и ныне предстоя Престолу Всесвятыя Троицы, моли усердно Подвигоположника Господа Иисуса Христа пастырем нашим ревность ко службе Божественной и попечению о душах пасомых подати, нам же, обремененным грехи многими, ревность ко исполнению заповедей Христовых, к благословенному труду и к возрождению святыни церковныя даровати. О угодниче Божий, святый священномучениче отче Василие! Ныне со архипастырем своим, священномучеником Никодимом, со новомученики земли Солигаличския и со всеми святыми Костромскаго края покровителями, моли Вседаровитаго Бога и Его Пречистую и Преблагословенную Матерь сохранити землю нашу в мире, тишине и благоденствии, нам же всем спасение душевное получити и блаженство нескончаемое в вечном Царствии Христовом наследовати, Ему же подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Часовня во имя священномученика иерея Василия Разумова (Сыпановского) на кладбище у города Нерехты Костромской области (Костромская обл., Нерехтский р-н, городское кладб.).

 Крупная кирпичная часовня с шатровой кровлей, сооружённая в 2000-х на новом кладбище города Нерехты. Освящена во имя священномученика Василия Сыпановского (иерея Василия Разумова, настоятеля церкви в Сыпаново, расстрелянного в 1937 и канонизированного в 2000).

image007Святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский (1551 – 1617). На Рязанской кафедре – с 1605 по 1617 год. Завершил строительство Успенского собора, перенес мощи первоосвятителя Василия (первый епископ Рязанский) в Христорождественский собор, участвовал в Земском соборе, помогал вести государственные дела Михаилу Федоровичу Романову. Мощи святителя Феодорита находятся в Троицком монастыре. В 1999 г. был причислен к Собору Рязанских святых. Местонахождение: Троицкий монастырь, г. Рязань. Дата памяти / празднования: 23 сентября Преставление.

image008Участник Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года. Именно св. архиепископ Феодорит в Неделю Православия, 21 февраля 1613 года, вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос – «Природного Царя Михаила Феодоровича!». Возглавил посольство Великого Собора, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову известие о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей блаженной кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Почил 10 сентября ст.ст. 1617 и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. Ныне мощи почивают в рязанском Троицком соборе. Общецерковно image009почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых. В Рязанской епархии, кроме того, установлено его особое местное почитание.

Дни памяти: 10/23 сентября (день преставления в 1617), 23 января/5 февраля (в Соборе Костромских святых), 10/23 июня (в Соборе Рязанских святых)

10/23 сентября. Иже во святых отца нашего Феодорита, Архиепископа Рязанскаго и Муромскаго

Тропарь, глас 5: Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша

Кондак, глас 5: Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанския, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, святыя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о Земле Российстей творя, на Царство Русское ЦАРЯ МИХАИЛА воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.

Архиепископ Феодорит был прославлен как святитель в лике Рязанских святых в 1987 году.

Вдохновитель ополченцев

image010После гибели Лжедмитрия II смута в русской земле продолжилась. Казацкий атаман Иван Заруцкий, воспользовавшись нестроениями, решил поставить на Московский престол сына вдовы обоих самозванцев Марины Мнишек. Узнав об этом, священномученик Патриарх Гермоген сумел из заключения передать свою грамоту в Нижний Новгород, в которой просил нижегородцев, чтобы они писали Казанскому митрополиту Ефрему и властям Вологды «не принимать Маринкиного сына на царство». Он также просил писать и к Рязанскому владыке Феодориту: «пусть пошлет в полки учительную грамоту боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили». Из этого видно, что Патриарх Гермоген надеялся, что архиепископ Феодорит своей святительской властью, молитвами и авторитетом среди бояр и народа будет вдохновителем патриотического освободительного движения в своей епархии. Рязанский владыка своей деятельностью оправдал чаяния своего Первосвятителя.

При архиепископе Феодорите Рязанская земля стала одним из оплотов освободительного движения русского народа против иноземных и иноверных захватчиков и изменников, помогавших им. По благословению святителя Феодорита первое Рязанское ополчение во главе с рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым и зарайским воеводой Димитрием Пожарским в 1611 году вышло на освобождение Москвы от поляков. Но предательство казаков помешало освобождению столицы. Ляпунов был коварно убит казаками, а князь Пожарский тяжело ранен в бою с поляками на московских улицах. Благодаря своему архипастырю Рязань в Смутное время не признала власти самозванца и польского короля.

Призвание Михаила Романова После изгнания врагов из Москвы вторым Нижегородским ополчением Земский собор именно архиепископу Феодориту поручил обратиться к народу в феврале 1613 года об избрании на царство Михаила Романова и возглавить Великое посольство к юному царю, чтобы просить его «стать на царство». Архиепископ Рязанский и Муромский успешно справился с поручением собора. Шестнадцатилетний будущий царь находился вместе с матерью, инокиней Марфой, в Костромском Ипатьевском монастыре.

В марте 1613 года посольство, прибыв в Кострому, объявляет Михаилу Романову о волеизъявлении народа. На отказ Михаила Федоровича архиепископ Рязанский Феодорит, стоявший перед ним с иконой Феодоровской Божией Матери, сказал: «Не противься воле Божией. Не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея». После этого он добился от Михаила согласия стать царем, благословил его Богородичной иконой и вручил ему посох. 11 июля 1613 года в Московском кремле владыка Феодорит принимал участие в венчании на царство Михаила Романова. По благословению владыки Феодорита в Костроме была написана копия с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери для рязанского Троицкого монастыря.

После этих событий святитель Феодорит в конце лета 1613 года прибыл, наконец, в свою епархию. Главной заботой архипастыря стало приведение в порядок церковной жизни, восстановление разоренных храмов и святых обителей, оказание помощи нуждающимся клирикам и пасомым. Также его приглашали на Земский собор для решения церковных и государственных дел.

В этот день престольный праздник в Рождества-Богородицком храме Иаково-Железноборовского мужского монастыря в с. Борок, Буйского р-на. Кирпичный зимний храм монастыря, построенный в 1753-1757 в духе архаичной архитектуры. Состоит из двусветного пятиглавого четверика с боковыми галереями. Купольная кровля четверика и ярусные барабаны глав, вероятно, появились при перестройках в XVIII-XIX вв. В галереях помещались приделы Иакова Железноборовского и Рождества Христова. Закрыт не позже 1930-х. В настоящее время ремонтируется. В храме под спудом хранятся мощи прп. Иакова Железноборовского (+1442 или 1451), основателя монастыря.

В 1919 г. Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами к-рой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (ГА Костромской обл. Р-6. Оп. 1. Д. 1230). 16 апр. 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки ее члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе зав. подотделом Н. Орлеанского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или по крайней мере часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Там же. Д. 118. Л. 158-163). Среди братии, проживавшей на территории мон-ря, особую известность приобрел иером. Иоасаф (Сазанов; 1879-1931), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. о. Иоасаф был арестован, судим и 2 года пробыл в СЛОН. Освободившись, он вернулся в Борок. Насельником Ж. м. был послушник Павел, буд. схиархим. Серафим (Борисов; 1906-1994), чтимый в Костромской епархии пастырь.

Окончательному закрытию обители предшествовал показательный судебный процесс, который выездная сессия Буйского районного суда провела в с. Борок 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иером. Серафим (Гусев), иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Сергий (Моряков) и 2 монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелигиозных лекций и т. д. В начале процесса государственный обвинитель потребовал вскрытия мощей прп. Иакова, которое в присутствии комиссии из 15 чел. состоялось в тот же день. В ходе раскопок в кирпичном склепе в ц. Рождества Богородицы мощей не обнаружилось: были найдены несколько свежих щепок и 2 медные монеты XVIII и XIX вв. (возможно, предвидя вскрытие мощей, братия заранее извлекла их из-под спуда и спрятала в неизв. месте). Отсутствие мощей прибавило еще один пункт в обвинении подсудимых.

В ночь с 16 на 17 июня суд огласил приговор: все подсудимые получили по году принудительных работ и по 1 или 2 года лишения свободы с последующей высылкой из Костромского округи на 5 лет. Сессия суда поставила перед властями вопрос о закрытии монастыря. В окт. 1929 г. Костромской окрисполком утвердил ходатайство Буйского райисполкома о расторжении договора с Борокской религ. общиной на аренду монастырских храмов и рекомендовал передать их местному колхозу «для культурно-просветительной работы».

image011Остававшаяся в Железноборовском монастыре братия была изгнана, по рассказам местных жителей, неск. монахов нек-рое время жили в подклети Богородице-Рождественской ц. В 30-х гг. храмы обители использовались местным колхозом для хранения зерна, в 2-этажном братском корпусе была открыта школа. В 1947 г. в монастыре разместилась машинно-тракторная станция, в храмах устроены ремонтные мастерские. Деревянная Введенская (бывш. Богородице-Рождественская) церковь в Брылеевой пуст. после закрытия Иаково-Железноборовского монастыря  была разрушена. Постановлением Совета министров РСФСР от 13 авг. 1960 г. монастырь получил статус памятника культуры республиканского значения, но в 60-90-х гг. здания монастыря стояли заброшенными.

Справка о некоторых насельниках Иакова-Железноборовского монастыря нач. ХХ века:

 

Иеромонах Иоасаф (Григорий Меркурьевич

image012 Сазанов, ок. 1888 — 5 декабря 1931) уроженец Ярославской губернии, был духовным отцом матушки Ангелины — подвижницы из Солигаличского уезда, о которой собираются материалы для канонизации. В 1922 году отец Иоасаф совершил постриг монахини, после ее возвращения с Кавказа в 1916 г. А в 1927 году, отец Иоасаф со своим послушником Павлом, братом монахини (впоследствии архимандрит Серафим) приезжал в село Верхний Березовец Солигаличского уезда на могилку умершей в 1924 г. матушки Ангелины, в день ее памяти. За свое христианское служение иеромонах Иоасаф подвергался преследованию советской властью и неоднократно арестовывался. Погиб отец Иоасаф 5 декабря 1931 года.Иеромонах Иоасаф не принял Декларации митрополита Сергия и входил в ИПЦ. Истинный подвижник и молитвенник, он, в страшные годы гонений не оставлял верных своих чад и всех страждущих — назидая и укрепляя их, и  безбоязненно служа их спасению…

Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино  Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины. Скончался 2 сентября 1967 года в городе Любиме в своем доме. По свидетельству очевидцев во время отпевания в Спасо-Введенском храме города Любима тело игумена Сергия благоухало, что вызвало удивление у некоторых присутствующих в храме. Погребен за алтарем Спасо-Введенского храма города Любима.

 

 Архимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович), родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контрреволюционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. Трагически погиб в 1994 г.

image013Монахиня Ангелина (Борисова Александра Владимировна) (1886–1924). В 1913 г. по благословению свт. Макария (Невского), митр. Московского, поселилась на Кавказе под духовным руководством старца Стратоника. В 1916 г. старец отправил ее на родину (дер. Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии). Она выстроила келлию в лесу, где подвизалась до конца жизни. Духовным наставником ее стал иером. Иоасаф (Сазанов). После нескольких лет полного затвора, стяжав дары прозорливости, по благословению о. Иоасафа принимала людей для духовного окормления.

Вера Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила) родилась 15 сент. 1874 г. в селе Новое Галичского уезда Костромской губернии. Схиигумения, подвижница благочестия, ходила круглый год босой, носила вериги, обладала даром прозорливости и исцеления. Подвизалась в Свято-Троицком монастыре села Ново-Сумарокова. С 1919 по 1935 гг. была гонима, неоднократно арестовывалась. 21 ин. 1935 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорена к трем годам ИТЛ. По некоторым данным, ее отправили в один из лагерей Урала, где она и скончалась.

5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход в с. Борок возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Среди руин обители был совершен праздничный молебен. В крестном ходе принял участие и последний из оставшихся к тому времени в живых бывш. насельник мон-ря архим. Серафим (Борисов), много лет проведший в тюрьмах и лагерях. Указом архиеп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывшем мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в монастырь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин). К 2009 г. в Железноборовский монастырь проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа).

 

Из разрушенных святынь, некогда украшавших наш город вспомним, разрушенную Рождества  Богородицы церковь на Лазаревском кладбище г. Костромы.

Справка:

Богородицерождественская на Лазаревском кладбище г. Костромы каменная, с такою же колокольней, построена в 1810 г. на средства костромского купца Федора Матвеевича Ознобихина; колокольня вновь устроена на средства прихожан. Церковь была закрыта в 1930 году и вскоре разрушена. Лазаревское кладбище появилось в конце 18 века и просуществовало до 30-х годов века прошлого. На нем погребены некогда известные костромские фабриканты миллионеры Чумаковы, члены их семей, которые кроме производства имели немалый доход от торговли табаком и мукой. Так же здесь нашел свой последний приют генерал-аншер Мещерский. Любопытный факт. В березовой роще, что теперь вместо кладбища, ближе к улице Советской, можно найти не только человеческие кости, но и черный камень-памятник некой актрисе Елене. К сожалению, надпись практически стерлась. Как актрисе фамилия, когда она родилась, когда умерла, могут установить только специалисты.

На бывшем Лазаревском кладбище открыт памятник детям блокадного Ленинграда. 27 января 2011 г. В 1942 г. из блокадного Ленинграда в Кострому были эвакуированы более 10 тысяч детей и подростков. Истощенные голодом и изнуренные болезнями, пережившие одни из самых страшных событий всей Великой Отечественной войны, многие из них практически не имели шансов выжить. Около 300 умерших ленинградских ребят были похоронены на Лазаревском кладбище - там, где сейчас находится березовая роща. В 67-ю годовщину снятия блокады Ленинграда в роще был установлен мемориал, посвященный всем детям, которым удалось покинуть родной город, но так и не удалось справиться с последствиями пережитого...

Вспоминают дети Ленинграда. "Открытие этого памятника - очень своевременное. Мы, иждивенцы, получали по 125 граммов хлеба в день. Чтобы получить их, в очереди на 40-градусном морозе нужно было стоять с трех часов ночи. Вся моя семья погибла. Необходимо, чтобы сегодняшние дети помнили о детях той войны", - сообщила инициатор создания в Костроме памятника детям блокады Елена Семянникова.

"Когда началась блокада, мне было пять лет. В середине марта 1942 года нас погрузили в "ПАЗ" и отправили по льду Ладожского озера. Меня на руках держала воспитательница. Прямо перед нами целый автобус ушел под лед", - вспоминает Людмила Волкова, которая сегодня живет в Костроме.

Богородицерождественскую церковь с. Апраксино, церковь с. Богородицкое, Костромского р-на, с. Поздеевское, Нерехтского р-на, одноименные церкви  в г. Солигаличе, Вяткиной-Горе,  Кологривского р-на, с. Ключей, Макарьевского р-на.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Поздеевском. Ярославская обл., Некрасовский р-н. (Костромская губ., Нерехтский у., с. Поздеевское).

Кирпичная церковь, выстроенная в 1801 на средства прихожан. Здание с декором в стиле классицизма состоит из двусветного четверика, завершённого пятиглавием, небольшой трапезной соединённого с трёхъярусной колокольней. Главный престол Троицкий, в трапезной тёплый Рождество-Богородицкий придел. В 1930-х закрыта, но в 1945 возвращена верующим, более не закрывалась. Главный престол Троицкий, в трапезной тёплый Рождество-Богородицкий придел. В 1930-х закрыта, но в 1945 возвращена верующим, более не закрывалась.

ПОЗДЕЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
image014родился 18 августа 1868 года в посаде Большие Соли Костромской губернии (в настоящее время - поселок Некрасовское Ярославской области), в семье псаломщика Рождество - Богородицкой церкви. Обучался в церковно-приходской школе, Николаевском училище и в ремесленной школе К.А. Попова посада Большие Соли на отделении иконописи – 5 лет. Епископом Иннокентием посвящен во дьякона 4 апреля 1910 г. После 1918 года служил священником той же церкви до ее закрытия в 1930 г. 25 image015октября 1937 г. 25 ноября 1937 года  выносится обвинительное заключение, и в этот же день судебное заседание тройки Управления НКВД решает судьбу обвиняемых по этому делу: ПОЗДЕЕВСКОГО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА заключить в ИТЛ на 10 лет, считая срок со 2 октября 1937 г. 25 октября 40 года, Александр Викторович Поздеевский умер от цинги и сердечно-сосудистойнедостаточности в Центральном Лазарете Темлага. В августе 2000 года наОсвященном Юбилейном Архиерейском Соборе русской православной церкви Александр Викторович  прославлен для общецерковного почитания в лике святыхСобор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 25 октября (12 октябряпо старому стилю) день памяти Поздеевского Александра, священника, священномученика, Ярославской епархии. Фото иконы священномученика Александра Поздеевского.  У Александра Викторовича  сын АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ.

ПОЗДЕЕВСКИЙ ВИКТОР ИВАНОВИЧ. Родился 21.10.1825 г. в селе Поздеевском  Костромской Епархии Нерехтского уезда, о чем свидетельствует запись в метрической книге церкви Рождества Богородицы. Один из его сыновей – ВАСИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ ПОЗДЕЕВСКИЙ – отец АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ПОЗДЕЕВСКОГО (1868 – 25.10.1940 г.) - будущего Архиепископа Волоколамского Феодора, последнего настоятеля Свято-Данилова монастыря до 1930 г, ректора Московской Духовной академии. 4 марта 1937 года Поздеевский А.В. был арестован УНКВД Коми АССР и этапирован в УНКВД Ивановской области по обвинению в том, что «являлся руководителем подпольной контрреволюционной организации церковников, т.н. «Всероссийское иноческое братство Князя Даниила», которое в целях борьбы с советской властью ставило задачу: организовывать, поддерживать и сохранять старые церковные кадры. Систематически их пополнять путем тайных постригов в монашество из мирян, создать свою подпольную церковь, т.н. «Истинно православной веры», в которую собирать церковников и духовенство, враждебно относящихся к советской власти, вовлечь наибольшее количество верующих в антисоветскую деятельность», то есть в преступлении, предусмотренном
ст.ст. 58 - 10, 58 - 11 УК РСФСР от 1926 г. Постановлением тройки УНКВД Ивановской области от 22.10.1937 года Александр Васильевич Поздеевский (Феодор) подвергнут высшей мере наказания с конфискацией лично ему принадлежащего
имущества. Приговор приведен в исполнение 23 октября 1937 г. В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви За рубежом включил в Список Новомучеников и Исповедников Российских  имя Архиепископа Феодора см. фото иконы ФЕОДОРА из книги «Служба Богу и России.» из-во «Паломник», 2002 г. У Виктора Ивановича  сын АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери Костромского Ипатьевского монастыря

В многочисленном ряду духовно-исторических святынь Костромского Ипатьевского монастыря чудотворный образ Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери занимает одно из главных мест со времени принесения его в монастырь повелением царя Михаила Федоровича Романова. История появления и пребывания данного образа в Ипатьевском монастыре достаточно подробно рассмотрена в статье автора настоящего сообщения, которая была опубликована в 2003 году.1

Подробнее...

Статьи

Богоборческий террор 20-30-х гг. XX века (На примере Костромского заволжья)

После революции 1917 г. для Церкви наступили тяжелые времена: большевистская власть объявила войну религиозному «дурману». По сей день некоторые политические ораторы, пытаясь найти оправдание богоборческому террору 20 – 30-х гг. XXвека и преступному уничтожению памятников культового зодчества, назойливо повторяют тезис о том, что русские люди якобы легко и по собственному почину отрекались от веры в Бога, более того – сладострастно глумились над православными святынями. Конечно, это не имеет никакого отношения к истине. Подтверждением тому – история проведения антирелигиозных кампаний и уничтожения православных святынь в костромском Заволжье.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: