24 мая. Память братьев Кирилла и Мефодия

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00124 мая (11 мая по юлианскому календарю) Церковь призывает своих чад почтить двух великих проповедников веры в лице равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья почитаются как святые на Востоке и на Западе. В славянском православиипочитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские». Почитаются они как монахи-подвижники, крестители славян, неутомимые миссионеры, создатели алфавита, называемого по имени одного из них - кириллица.

Кирилл (в миру Константин) и Мефодий родились в Македонии в городе Солуни. Мефодий после окончания образования поступил на военную службу и был правителем одной славянской области. Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп.

image002Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование. Некоторое время он преподавал в главном константинопольском училище любимую свою науку — философию, но вскоре оставил Константинополь и поселился в монастыре с братом своим Мефодием. Здесь они вместе подвизались в посте и молитве, пока не были вызваны на дело проповеди славянским племенам.

image003 В 858 г. хазары, кавказское племя, кочевавшее на юго-востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. По поручению патриарха Фотия, святые братья прибыли в Херсон. Здесь они жили около двух лет, изучая хазарский язык и открыли мощи священномученика Климента, епископа Римского, сосланного сюда в конце первого века.

Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. Святые Кирилл и Мефодий своей проповедью много способствовали утверждению в Болгарии христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

После того, как были просвещены Болгария и Сербия, в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава просьбой прислать им христианских учителей. Император и патриарх призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам. Для большего успеха проповеди, святой Кирилл почитал необходимым перевести на славянский язык священные и богослужебные книги. Но прежде перевода нужно было еще изобрести славянские буквы и составить славянскую азбуку. К этим великим трудам святой Кирилл, по примеру апостолов, готовился молитвой и сорокадневным постом. Как только азбука была готова, святой Кирилл перевел на славянский язык избранные места из Евангелия и Апостола. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, писанные на славянском image004языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово»

В 863-ом году святые братья отправились в Моравию со своими учениками. Богослужения и чтение Евангелия на славянском языке скоро привлекли к ним сердца моравов. Римский папа пожелал видеть славянских благовестников. Надеясь найти у него помощь для своего святого дела, святые братья отправились в Рим. Они несли с собой часть мощей равноапостольного Климента, папы Римского, и переведенные ими священные книги.

Папа Адриан принял святых проповедников с великим почетом. Он вышел к ним навстречу за город, сопровождаемый духовенством и множеством народа, принял от них святые мощи и с благоговением положил их в церковь святого Климента. Книги, переведенные братьями на славянский язык, освятил на престоле древнейшей римской базилики, называемой Марии Большой. Вскоре по прибытии в Рим, Кирилл опасно занемог. Он завещал продолжение великого дела своему брату и мирно скончался (14 февраля 869 г.).

Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие. В середине 10-го века польский князь Мечислав женился на богемской княжне Домбровке, после чего он и его подданные приняли христианскую веру.

В 1863 году в России был учрежден праздник в честь солунских братьев. День Кирилла и Мефодия отмечался 11 мая (по юлианскому календарю). Сейчас этот день — 24 мая, известен как «День славянской письменности и культуры».

image005Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России, Болгарии, Чехии, Словакии и Северной Македонии. В России, Болгарии и Северной Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Северной Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

Словацкий поэт Ян Голлы посвятил братьям большую поэму «Кирилло-Мефодиада» (1835). Жизнеописание Кирилла и Мефодия входит в «Хазарский словарь» Милорада Павича.

В Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия.

Первые Дни славянской письменности и культуры в России прошли 24–25 мая 1986 г. в Мурманске по инициативе группы деятелей науки, культуры, литературы и искусства, а в начале 1990-х гг. этому празднику под давлением православной общественности был присвоен статус государственного. В марте 1989 г. был создан Международный Фонд славянской письменности и культуры, душою и руководителем которого стал скульптор В.М. Клыков, основатель Всероссийского соборного движения в 2005 г.

24 мая1992 г. в Москве на Славянской площади был открыт памятник святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян (скульптор В.М. Клыков).

В Западной Церкви «Солунские братья» были канонизированы уже вскоре после их смерти, при Папе Иоанне IX (898 – 900 гг.), как «местночтимые святые». Однако в XIX веке, когда Рим повернулся «лицом к Востоку», настало время их общецерковного почитания. 1863 год, как год тысячелетнего юбилея славянской письменности, отмечался и в Римско-Католической Церкви как «год славянского юбилея» с центром торжеств в Велеграде, где когда-то находилась столица Великоморавского княжества.

image006В 1880 г. Папа Лев XIII в своей энциклике «Grande Munus», высоко отозвавшись о миссии Кирилла и Мефодия, установил их всецерковное почитание. В 1980 г., когда отмечалась столетняя годовщина энциклики «Grande Munus», Папа Иоанн Павел II провозгласил святых Кирилла и Мефодия небесными покровителями Европы, наряду со св. Бенедиктом Нурсийским. С этого же времени день 14 февраля получил в Римско-Католической Церкви статус праздника. В 1985 г. Иоанн Павел II, к 1100-летней годовщине смерти св. Мефодия, издал специальную энциклику «Slavorum Apostoli», посвященную «Солунским братьям».

Святой Кирилл, в честь которого и названа славянская азбука кириллицей, по праву считается покровителем всех учителей, школьников и студентов.

Тропарь Кириллу и Мефодию, учителем Словенским, глас 3

Яко апостолом единонравнии / и словенских стран учителие, / Кирилле и Мефодие богомудрии, / Владыку всех молите / вся языки словенския утвердити / в православии и единомыслии, / умирити мир и спасти души наша.

Апостолам единомысленные и славянских народов учителя, Кирилл и Мефодий богомудрые, Владыку всех молите утвердить все народы славянские в православной вере и единомыслии, даровать мир миру и спасти души наши.

Кондак, глас 3

Священную двоицу просветителей наших почтим, / Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, / из негоже даже до днесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, / Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

Величание

Величаем вас,/ святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, /вся словенския страны ученьми своими просветившия /и ко Христу приведшия.

Прославляем вас, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, все славянские народы просветившие своим учением и ко Христу их приведшие

Молитва первая

image008О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещасте, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращасте тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братий возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о Православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О всехвальнии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, припадающе пред честною иконою вашею, усердно молим вы: воззрите милостивно на нас, ихже трудом вашим просветили есте, и оградите нас неусыпным предстательством вашим от злых козней вражиих! Призрите убо на виноград сей, егоже насадили есте, и не предайте дивеему вепрю озобати его. Сохраните, святии угодницы Божии, Церковь нашу Православную, юже вы наздали есте на краеугольном камени, Христе, яко да будет недвижима, но да разсыпятся о камень сей волны всякаго маловерия. Укрепите пастырей наших во всех добродетелех и в подвизе проповедания, вразумите же пасомых, во еже послушати гласа их. Сохраните вся страны словенския от всякаго оскудения, от огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякого зла. Услышите и всякаго человека, с верою к вам приходящаго и благодатныя помощи вашея требующаго. В страшный же час смертный предстаните всем нам блазии ходатаи и темных зраков демонских прогонителие, да в мире и покаянии скончавше земное поприще, достигнем вечных благ наслаждения и купно с вами прославим Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

image009Домовый храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Костромской Государственной Сельскохозяйственной Академии был создан по инициативе тогдашнего ректора Александра Львовича Соколова, первого проректора КГСХА Волкова Анатолия Николаевича и клирика Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора г. Костромы священника Дмитрия Сазонова. Ученый Совет академии принял решение об учреждении при Академии православного храма, открытия факультатива и чтение лекций по Истории Русской Православной Церкви и Истории религий.

В 1994 году священник Дмитрий Сазонов выполнил преподавательскую нагрузку в количестве 300 учебных часов. Основание храма одобрил и благословил правящий в то время Архиерей Костромской епархии Архиепископ Александр (Могилев).

 21 мая 1996 года в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Костромской и Галичский Александр совершил первый в епархии полный чин освящения храма. В проектировании и устройстве храма во имя святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Академии принимали участие протоиерей Дмитрий Сазонов, студенты, преподаватели Академии и ректор Александр Львович Соколов. Впоследствии в Вузе стала постоянно-действующей конференция, посвященная наследию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

 Газета «Православное слово», выпускаемая КГСХА с 1997 г., была признана в числе лучших Вузовских газет министерства сельского хозяйства и получила диплом. Своей задачей «Православное слово» считает духовно-нравственное воспитание молодежи.

В 2021 году храм отметил 25-летие освящения.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Подробнее...

Статьи

Императорское Православное Палестинское Общество в Костроме. Прошлое и будущее.

Старейшей в России международной общественной, гуманитарной, научной, благотворительной организацией является Императорское Православное Палестинское Общество, уставными задачами которого обозначены как содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Несмотря на то, что основано оно было 21 мая 1882 года, ее предшественниками были Палестинский комитет, основанный в 1859 году и преобразованный затем в 1864 году в Палестинскую комиссию.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: