30 марта - память св. прп. Алексия, Человека Божия

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00130 марта Православная церковь празднует день памяти преподобного Алексия, человека Божия (411). Святой происходил из богатой семьи, был единственным вымоленным сыном, но отказался от богатства и семейной жизни. Он раздал свои богатства нуждающимся и стал нищенствовать у храма Пресвятой Богородицы в городе Эдессы. Семнадцать лет провел на паперти. Богородица трижды являлась во сне пономарю той церкви и прямо указала на Алексея. Весть о благочестивом человеке привлекла в храм множество народу. Алексей вернулся в Рим и еще 17 лет прожил в доме своих родителей, которые не узнали его и приняли как странника. Слуги всячески унижали Алексея, чему тот был несказанно рад. Незадолго до смерти он написал письмо, в котором рассказал о себе всю правду.

image002В день его смерти из алтаря в храме раздался глас, призвавший найти Алексея и просить его помолиться, но когда люди пришли к его дому, Алексий  уже скончался.

Житие святого Алексия. Базилика святого Климента, Рим, Италия

image003Тело святого поставили в центре Рима, что помогло исцелиться многим горожанам. Римляне похоронили тело Алексея на Авентинском холме в дорогом ковчеге. Умер Алексей Божий Человек в 417 году. В 1216 году могилу открыли и возвели храм.

 Честные останки святого Алексия, человека Божия были погребены в храме во имя святого Вонифатия на Авентинском холме в Риме 17 марта 411 года, где когда-то венчался Алексий. Впоследствии над церковью святого Вонифатия была устроена другая (более обширная) церковь святого Алексия. человека Божия, в которую и были перенесены в 1216 году мощи обоих угодников Божиих.

 Честная глава преподобного Алексия, человека Божия с XIV века хранится в Греции, на полуострове Пелопоннес, в мужском монастыре Агиа Лавра (Святая Лавра) в Калаврите. На Руси житие святого Алексия исстари было одним из самых любимых на Руси нашими благочестивыми предками. Это был пример совершенства, идеал полного самоотречения в стремлении к Всевышнему - идеал, которого жаждала Святая Русь. И пусть немногие в народе находили в себе силы для подобных подвигов, но в каждом жила память о высоком пути святого Алексия - пробуждая ревностность в благочестии, вдохновляя на добрые дела, призывая падших к покаянию. По слову  архиепископа Владимира  «Среди духовного оцепенения недавних десятилетий, в смутах нынешнего времени мы утратили способность видеть истинно высокое, истинно прекрасное. Даже желая для себя чистого и благородного пути, мы часто продолжаем блуждать в потемках, обольщаемся ложными кумирами. Так да возродится в наших сердцах идеал святорусский - стремление к высочайшему, любовь к Всевышнему».

image004Считается, что царь Михаил Федорович по молитвам преподобного получил наследника Алексея Михайловича. Особое почитание святой приобрел в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого он являлся; тогда в 1671–1674 гг.была составлена служба святому Алексию человеку Божию.

 Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790 год) Александра Радищева, история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин недалеко от Москвы. В храме Тихвинской иконы Божией Матери в Москве преподобному посвящен отдельный крайний правый предел (в 1824 г. построенную в 1642 г. обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, а престол перенесли в храм).

 В Царской России был широко известен Московский Алексеевский девичий монастырь, воздвигнутый в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Это был первый женский монастырь в Первопрестольной. В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана.

image005 16.07.2013 на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря по новому адресу: 2-й Красносельский переулок, дом 3. И хотя за время своего существования монастырь три раза менял место (первое — Остоженка, второе — место Храма Христа Спасителя, третье — с 1837 г. Красное село) расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского — в честь преподобного Алексия, человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.

 В древнем Успенском соборе Московского Кремля сохранилась фреска конца XV века с изображением преподобного. В 2006 году из Италии в Иоанно-Предтеченский монастырь г.Москвы была передана частица мощей святого Алексия.

История церкви во имя преподобного Алексия, человека Божия, обычно именуемой «Алексеевской», тесно связана с историей Анастасииного женского монастыря города Костромы. Еще в начале XVII века на северной окраине города находилась так называемая Гашеева слободка, о которой в писцовой книге 1628 говорилось: «За посадом, от города направе, по Вологодской дороге … слободка Гашеева, а в ней … 29 бобыльских дворов… И всего Настасеина девича монастыря в слободе Гашееве двадцать семь дворов бобыльских непашенных, а людей в них сорок семь человек, да двор пуст, да две кельи пустых».

image006Название слободки происходило от рода занятий ее жителей – гашения извести; сама слободка была жалована монастырю «под коровий двор». Уже в 1653 в исторических документах упоминается о существовании в слободе на окраине города Костромы деревянной церкви во имя преподобного Алексия, человека Божия.

image007Многие историки считают, что название церкви связано с памятью особого отношения к этой обители со стороны первого русского царя из дома Романовых – Михаила Федоровича. Известен факт, что в годы Смутного времени Анастасиин монастырь был разграблен литовскими оккупантами, в результате этого, в 1623 игумения Иулия вынуждена была просить у царя Михаила Федоровича подтверждение на собственность прежних монастырских вотчин, документы которых были утеряны. В 1627 царь Михаил Федорович вручил обители подтвердительную грамоту на владение Гашеевой слободой, а вскоре (от второго брака с Евдокией Лукьновной Стрешневой) у него родился сын Алексей – будущий царь Алексей Михайлович; вполне вероятно, что этим и объясняется выбор небесного покровителя нового храма, соименного только что родившемуся наследнику престола.

 Во второй половине XVIII в. на месте обветшавшего к тому времени деревянного храма по благословению епископа Костромского и Галичского Дамаскина священником Иоанном Федоровым на средства прихожан жертвователей была воздвигнута двухэтажная каменная церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия. Строительство осуществлялось в два этапа: сам храм возводился в 1759-1762, а трапезная и нижний ярус колокольни были построены в семидесятых годах XVIII в. ( в справочной книге о костромских приходских церквах начала XX в. приводится следующая датировка завершения работ: нижний этаж -1763, верхний — 1775 ). Западное крыльцо и два верхних яруса колокольни были возведены в первой половине XIX столетия. Особенностью храма является главка в виде короны; легенды, бытовавшие в связи с этим в Костроме, связывали такое необычное украшение колокольни с посещением города великой императрицей Екатериной II в 1767.

Нижний храм имел престол во имя преподобного Алексия, человека Божия, и во имя святителя Василия Великого. Последнее посвящение, видимо, объясняется тем, что в 1794 небольшая каменная приходская Сретенская церковь в центре города, имевшая придел во имя святителя Василия Великого, была присоединена к Анастасииному монастырю, а ее прихожан по их желанию приписали к Алексеевскому храму; таким образом, в новой церкви сохранялась память о прежнем приходе ( тем более, что на месте Сретенской Церкви ранее располагался древний деревянный храм во имя святителя Василия Великого ). Верхний храм также имел один престол – во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

image008В храме имелись стенные росписи. Примечательно, что композиция над алтарем верхнего храма — «Тайная вечеря» - писалась на основе гравюры с известной росписи Леонардо да Винчи в миланском монастыре Сайта Мария делле Грация.

Известный историк и искусствовед Г.К. Лукомский называл Алсксеевский храм «одной из самыx живописных церквей Костромы». Храм стоял рядом с довольно большим прудом, именовавшимся Медным (Медяным). На берегах пруда имелась лодочная станция, где желающим выдавались лодки в прокат, а зимой пруд использовался под каток. Именно поэтому бывшая Гашеева слобода являлась одним из любимых мест отдыха костромичей.

image009В октябре 1929 Алексеевская церковь была закрыта. Первоначально она использовалась как изолятор отделом народного образования, затем — в 1930 — здесь разместилось общежитие. Верхние ярусы колокольни, крыльцо и барабан храма с главой были сломаны, исчез и Медный пруд: его просто засыпали. Впоследствии церковное здание стало использоваться как жилой дом.

В 1988-1992 в Алексеевской церкви проводились реставрационные работы (автор проекта — архитектор И.Ш. Шевелев), в ходе которых был восстановлен ее первоначальный архитектурный облик. В 1992 храм возвращен Костромской епархии; 3 мая 1992 в храме было совершено первое, после реставрации, богослужение.

Восстановление церковной жизни Алексеевской церкви в 1993 году происходило благодаря трудам прот. Дмитрия Сазонова, назначенного и.о. настоятеля храма. За 4 месяца удалось сделать многое. Наладить совершение регулярных богослужений, организовать церковную жизнь. Храм наполнился молящимися людьми. Была приобретена вся церковная утварь, мебель и облачения, модернизировано отопительная система храма, проведен водопровод. Расчисчищено помещение верхнего храма. Затем, Алексиевская церковь была передана в ведение  Костромского Духовного училища, в 1996 преобразованного в Семинарию. С 1994 для богослужений, первоначально проходивших в нижнем храме, стал использоваться верхний храм, где к тому времени завершилась реставрация росписей свода. Сейчас возобновлена церковная ограда, на колокольне установлен набор колоколов.

image010Тропарь преподобному Алексию

Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Ин тропарь, глас 4

Яко чистоты светильник пресветел показася, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрил делатель преизряден. Сего ради предстоиши Господеви, всех Царю. Егоже моли, даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 2

Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в нем нищеобразно и, по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование.

Молитва

О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящий святей иконе твоей люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнеи руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утеше-ние, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Поликарп (Будаква, 1926-1996)

Николай Леонтьевич Будаква родился 12 декабря1926 г. в с. Доброволье Близнецовского р-на Харьковской области в крестьянской семье. В 1934 г. отец скоропостижно скончался, и мать воспитывала сына одна. В 1941 г. он окончил семь классов школы.

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: