7 января 2020. Рождество Христово

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0017 января, по новому стилю (григорианскому календарю), а по старому стилю, юлианскому календарю 25 декабря, Православная Церковь празднует рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Разница в календарях – 13 дней. Православные придерживаются юлианского календаря т. к. он был календарем,  принятым во времена жизни Христа. 

За 5508 лет до Рождества Христова, Бог изгоняет прародителей из рая, по своему великому милосердию обещает людям рождение Спасителя мира (Быт. 3,15). По пришествии в мир Спасителя, Церковь праздником Рождества Христова укрепляет нашу веру в догмат, утвержденный на 4 Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г., который определяет видеть во Христе истинного Бога и истинного человека, в котором эти две природы соединены: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».

Праздник Рождества Христова – это один из двенадцати великих праздников Церкви, раскрывающих историю духовного спасения человечества. 12 дней после Рождества Христова именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (праздник Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником, символизируя ангелов, возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям, славя Бога и родившегося Младенца песнопениями, посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

Церковь Рождества Христова в с. Прискоково, Красносельского р-на Кострмоской области. Фото 2013г. 14 января (по старому стилю 1 января), совершается память Василия Великого, Обрезания Господня (древний обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Гражданский Новый год, который отмечался 1 января, отмечался по григорианскому календарю (не надо забывать, что тогда был пост). У нас Новый год – 14 января. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.

 В праздник Рождества Христова, в воспоминание рождения Богомладенца (праздник особенно радостный для детей), принято устраивать елку, украшенную игрушками и сладостями, гирляндами разноцветных лампочек (светильниками). Елка служит символом «дерева жизни», возвращенного нам с рождением Христа Спасителя. Украшенная светильниками, она становится символом духовного света, просветившего мир пришествием Спасителя. Плоды на ней – спасительные плоды нашей веры. Праздник вокруг елки имеет в первую очередь нравственно-воспитательное значение. Церковь отрицательно относится к такому явлению как «святочные гадания», справедливо считая, что кроме душевного вреда (неверие в Промысел Божий), они ничего полезного человеку не приносят.

image007В праздник Рождества Христова престольный день в Христо-Рождественском храме с. Сущево, Костромского р-на, д. Прискоково, с. Княжево, Красносельского р-на, с. Татьянино, Нерехтского р-на, в с. Спас-Верховье, Судиславльского р-на, с. Борисоглебское, Кадыйского р-на, с. Рождественское, Шарьинского р-на, с. Шайма, Павинского р-на, с. Борок, Буйского р-на.

Впервые деревянные храмы на этом месте упоминаются в костромской писцовой книге 1628 года. "На Суле церковь Рождество Христово, да церковь другая с трапезою собор Михаила Архангела древяны, клецки". В конце XVII столетия взамен деревянного был построен каменный храм пятиглавый, бесстолпный, с небольшой шатровой колокольней, с тёплым приделом во имя великомученика Артемия, освящённый в 1685 (по другим данным в 1692) году, по указу и грамоте Патриарха Иоакима. Престолы: в славу рождества Иисуса Христа, и в честь святителя Митрофана Воронежскаго и великомученика Артемия. В 1800 году тёплый придел перестроили на средства прихожан, в числе которых состоял и сосланный в Кострому генерал-майор М.И. Платов. В 1835 году Артемиевский придел был разобран, взамен его возвели два  тёплых придела во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Тогда же к церкви пристроили шестиколонный портик тосканского ордера.

В начале XX века причт храма состоял из священника и псаломщика. Из церковных святынь следует отметить икону Параскевы Пятницы с житием (XVII века) и образ святого Иоанна Предтечи с подписью: "1714 писал костромитин Василий Никитин". Христорождественская церковь была закрыта в декабре 1934 года. В 1935 году храм полностью разрушили.

Церковь во имя пророка Божия Илии (Христорождественская) на высоком Городищенском холме над Волгой — одна из старейших в Костроме. Бывший приходской храм села Городища, построенный три с половиной столетия назад боярином Г.И. Морозовым и его супругой, известной в отечественной истории боярыней Ф.П. Морозовой, является свидетелем трагических событий раскола Русской Православной Церкви во второй половине XVII века. На протяжении XVII - первой половины XX веков храм господствовал в панораме Заволжской стороны, возносясь над просторами реки, прибрежными селениями, рощами и лугами. В это время небольшая Ильинская церковь на холме играла для Заволжья ту же роль архитектурной доминанты, какую для левой городской стороны Волги выполняла величественная соборная группа в бывшем Костромском кремле. Господствующее положение холма, характерное название («городищем» наши предки обычно называли место, на котором находился, но по каким-то причинам исчез город) — все это побудило историков Костромского края XIX - начала XX веков (И.В. Миловидова, И.В. Баженова, протоиерея Иоанна Сырцова) предполагать, что древнейшая Кострома располагалась именно здесь, на Городищенском холме, и только позднее, после татарского разгрома в феврале 1238 года, город был перенесен на противоположный левый берег Волги в район устья реки Сулы. Однако раскопки, проведенные в конце XIX века на одном из участков Городищенского холма археологом Н.М. Бекаревичем и обнаружившие только кремневые орудия и обломки глиняных сосудов эпохи неолита, а также раскопки в районе устья реки Сулы в 1951 году, показавшие, что Кострома существовала на левом берегу Волги еще в домонгольское время, заставили забыть об этом предположении – надо полагать, необоснованно. 10 июня 1893 года Христорождественскую церковь посетил недавно назначенный на Костромскую кафедру епископ Виссарион (Нечаев). Владыка Виссарион преподал благословение встретившим его прихожанам и произнес в храме назидательное поучение. Посетив дом священника Михаила Лебедева, епископ затем, как писал сопровождавший его настоятель кафедрального собора протоиерей Иоанн Поспелов, «с (...) высокой горы, на которой построена Рождественская церковь, любовался Костромою с ее многочисленными церквами, реками Волгою и Костромою, и Ипатиевскою обителию; вид с Городищенской горы действительно прекрасный». Говоря о храме, протоиерей Иоанн Поспелов отметил: «Жаль, что о времени построения этой церкви нет сведений; но необыкновенная толщина стен, малые окна, самые решетки и запоры в окнах и уцелевшие части, как утверждает священник, прежнего иконостаса, ясно указывают на глубокую древность этой церкви. Иные думают, что эта церковь древнее самой Костромы».

image009Священник Константин Федорович Алферов (1880-1954) Родился в с. Малые Соли Костромского уезда и губернии. Арестован 9 февраля 1924 г. Осужден по: Антисоветская агитация. Ст. 69. Дата реабилитации: 18 марта 1993 г.

2 августа 1923 года — в престольный праздник, день памяти пророка Божия Илии — в Христорождественском храме отец Константин совершил Божественную литургию (в богослужении принял участие и клирик кафедрального собора протодиакон Василий Померанцев), после которой выступил с проповедью. В проповеди он, говоря о засухе 1921 года, приведшей к страшному голоду в Нижнем и Среднем Поволжье, назвал это несчастье наказанием Божиим людям за их отступление от Бога. Вскоре после этой проповеди сотрудники ОГПУ начали активную «разработку» отца Константина, подготавливая его арест. 5 февраля 1924 года начальник губернского отдела ОГПУ Никитин подписал ордер на обыск у отца Константина Алферова, в котором значилось, что «обыскиваемый аресту подлежит в зависимости от обыска». В тот же день при проведении обыска в доме священника чекисты нашли список известного послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона от 19 января (1 февраля) 1918 года, в котором святитель Тихон осуждал начатые государственной властью жестокие гонения на Церковь. Этого было признано достаточным для ареста. 5 февраля 1924 года отец Константин был арестован. Вместе с настоятелем храма сотрудники ОГПУ арестовали еще четырех человек из Городища и Костромы, в том числе и жившего в Городище давнего знакомого отца Константина и прихожанина его храма В.А. Веригина — юриста, выпускника Московского университета, дворянина. Отец Константин был обвинен в «преступной антисоветской деятельности, выражающейся в агитации и пропаганде против существующего строя». К следствию в качестве свидетелей были привлечены, в частности, восемнадцатилетняя дочь отца Константина Зоя, церковный староста А.Д. Максимов и другие. Все свидетели показали, что никогда не слышали, чтобы отец Константин в своих проповедях когда-нибудь касался политических тем. В конце августа 1925 года в Костроме всю группу арестованных в открытом заседании судила выездная сессия Ярославского губернского суда (не совсем понятно, почему дело не было передано в Костромской губернский суд). Таким образом, отец Константин Алферов стал одним из первых священнослужителей Костромской епархии, публично судимым за свою пастырскую деятельность. 29 августа 1925 года (в день празднования чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери), основная часть подсудимых получила по 3 месяца «принудработ», а касательно отца Константина было принято следующее решение: «Гражданина Алферова Константина Федоровича за недоказанностью собранных против него улик, по предъявленному обвинению (...), считать по суду оправданным». Проведя в «1-м Губисправдоме» на Советской улице полтора года, отец Константин вернулся в Городище и вновь стал служить в своем храме.

После первого ареста отец Константин провел на свободе менее четырех лет. 29 апреля 1929 года начальник окружного отдела ОГПУ Я.И. Крамер подписал новый ордер на арест отца Константина. В тот же день чекисты снова произвели обыск в его доме, и настоятеля храма опять поместили в «1-й Губисправдом» на Советской улице. Отцу Константину было предъявлено обвинение в том, что он «систематически в проповедях вел антисоветскую агитацию, устраивая у себя на квартире сборища антисоветских элементов, обсуждая политические вопросы, связанные с существованием Соввласти». Как и в 1924 году, священника обвинили в том, что он является членом «антисоветской группировки из бывших людей». В состав этой «группировки» входило около десяти знакомых отца Константина, периодически бывавших в его доме, в частности — староста городской церкви Илии Пророка В.Е. Соколов и регент хора этого же храма С.С. Курахтанов (напомним, что с 1922 года Ильинский храм в начале Советской улицы являлся кафедральным собором Костромской епархии, однако в это время власти уже готовились к его закрытию), бывший председатель Кинешемской уездной земской управы П.В. Калачов — сын костромского губернатора В.В. Калачова (занимавшего эту должность в 1884-1892 годах) и племянник выдающегося историка академика Н.В. Калачова, и другие. В обвинительном заключении от 25 июля 1929 года говорилось, что «Алферов Константин Федорович (...) авторитетный священник Заволжской церкви в 1925 г. судился за агитацию противодействия Соввласти по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства по воззванию патриарха Тихона, отсутствием сведений агитации при доказанности хранения агитационных материалов, по суду оправдан. Обвиняется в том, что, состоя в антисоветской группировке в г. Костроме с 1928 года (...), хранил монархические реликвии в виде царских портретов и медалей и вел агитацию среди верующих крестьян не вступать в партию и комсомол, угрожая скорым свержением Соввласти и расправою над коммунистами и комсомольцами, т.е. в преступлении, предусмотренном 58-10 ст. УК».

image011В год «великого перелома» всех членов «антисоветской группировки бывших людей» осудили во внесудебном порядке. 28 октября 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило всех девятерых арестованных, в том числе и отца Константина Алферова, к высылке на три года в Северный край (административно-территориальное образование, созданное в 1929 году путем объединения Архангельской и Вологодской губерний). Так осенью 1929 года храм на Городищенском холме лишился своего пастыря, прослужившего в нем ровно четверть века. Отец Константин Алферов был сослан в село Лешуконское (ныне — центр Лешуконского района Архангельской области), находящееся у впадения реки Вашки в реку Мезень. По свидетельству родных, все три года ссылки отец Константин работал на лесоповале. Выйдя на свободу в 1932 году, он несколько лет служил в одном из сел под Костромой. В 1935 году отец Константин был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и приговорен к пяти годам заключения в лагере. Освободившись в 1940 году, тяжело больной, он несколько месяцев прожил в семье своей дочери в Нерехтском районе, а в начале 1941 года вернулся в Городище. В первых числах 1941 года общине удалось добиться разрешения на возобновление богослужений, но уже 15 марта 1941 года по решению, комиссий (после трехнедельных богослужений) храм закрыли. В 1942 года о. Константин служили в с. Костеневе Костромского р-на, около 1945 года он был переведен клириком в Александро-Антониновскую церковь в Селище, с 1946 года окормлял свою паству в Городище, Пантусове. В 1948 году уполномоченный по делам РПЦ по Костромской области И. Е. .Смирнов предписал ему покинуть Кострому. О. Константин переехал и стал служить в церкви с. Петрово под Ярославлем, где скончался 10 февраля 1954 года и был погребен.

В XX веке Ильинский храм испытал все, что в послереволюционную эпоху могло выпасть на долю церковному зданию. Чудом избежав разрушения, к которому его приговорило решение властей весной 1941 года, он несколько десятилетий простоял заброшенным, все более и более превращаясь в руины. В 1990 году храм был возвращен Костромской епархии, в нем началось возрождение и церковных стен, и прерванных традиций приходской жизни. В 2002 году храму исполнилось 350 лет (в 2020 – 318).

Мы навсегда потеряли Христорождественскую церковь на р. Сула в Костроме (в 1935 году храм был полностью разрушен, церковь находилась в центре квартала между нынешними ул. Симановского и пр-м Текстильщиков, одним из прихожан ее был генерал-майор М. И. Платов – будущий атаман войска Донского и герой войны 1812 г.), одноименную церковь на Дебре  г. Костроме (разрушена после 1935 года, другое название церкви во имя святителя Николая Чудотворца – «Николы Мокрого», покровителя моряков, построена церковь была на берегу Волги), Христорождественскую церковь в с. Мостовки, Макарьевского р-на.

 

Николай Васильевич Березовский родился в 1883 году. Окончив Солигаличское духовное училище в 1898 г., и Костромскую духовную семинарию в 1904 г., Н.В. Березовский два года был надзирателем в Кинешемском Духовном училище. Приняв в 1906 году священный сан, он стал служить в Воскресенской церкви г. Солигалича. В 1912 году отец Николай переехал в Вятскую епархию. В 1917-1918 годах он являлся настоятелем Серафимовской церкви (ныне — кафедральный собор Вятской епархии), а в 1924-1925 годах — настоятелем Богоявленского собора в Вятке. В период церковного раскола в начале двадцатых годов отец Николай входил в число тех, кто противостоял обновленцам, захватившим в Вятской епархии многие храмы. В 1927 году протоиерей Николай Березовский был членом епархиального совета и его секретарем. В 1928 году он вернулся в родной Солигалич и стал настоятелем Преображенской церкви, а в 1930-1931 годах являлся благочинным 1-го Солигаличского округа.

В июне 1931 года священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Костромской и Галичский, переместил Николая Березовского в Кострому настоятелем городищенского храма Спасо-Преображенской церкви «за Волгой».

В то время новая власть начала проявлять большую активность по закрытию и разрушению церквей, аресту священнослужителей. Коснулось это и Костромы. В 1933-34 годах были уничтожены кафедральные соборы на кремлевском холме. Вскоре закрытие церквей началось и в Заволжье. Первой эта участь выпала церкви Спаса-Преображения «за Волгой». Старинный храм, воздвигнутый в 1685-1688 годах и являющийся замечательным памятником русского церковного зодчества, был закрыт и опечатан властями 15 августа 1933 года как раз накануне отмечаемого 19 августа престольного праздника Преображения Господня. Напрасно община, возглавлявшаяся протоиереем Николаем Березовским и старостой П.С. Умниковым, пытаясь отстоять свою церковь, обращалась в самые высшие инстанции. Согласно решению Президиума ВЦИК от 10 мая 1934 года храм был закрыт. В том же 1934 году у Спасо-Преображенской церкви было сбито венчавшее ей пятиглавие, разрушена верхняя часть колокольни и уничтожено находившееся при ней старинное кладбище. После ее закрытия часть прихожан перешла в Александро-Антониновскую церковь в Селище, часть в городищенскую Христорождественскую церковь. Сюда же, в древний городищенский храм, перешел протоиерей Николай Березовский, ставший вторым священником, и оказавший в этот период большую помощь настоятелю храма Николаю Васильевичу Росницкому.

После ареста в декабре 1936 года священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского начался новый этап репрессий против духовенства Костромского края. В разгар террора 3 июня 1937 года второй священник Христорождественской церкви протоиерей Николай Березовский скончался, и, безусловно, только кончина избавила его от неминуемого ареста. Протоиерей Николай Березовский был погребен на кладбище у стен храма.

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Макарий (Глухарев), апостол Алтая (1792-1847)

24 февраля 2024 года были обретены мощи преподобного Макария Алтайского, лежавшие под спудом. Память его празднуется в дни памяти Соборов святых Смоленских, Костромских и Сибирских.

5 февраля совершается память преподобного Макария в сонме Собора Костромских святых.

Подробнее...

Статьи

Список научных и научно-методических работ протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова

  1. История Костромского Ипатьевского монастыря. Сергиев Посад. 1994, кандидатская диссертация.

  2. Духовная и просветительская деятельность первых костромских архиереев. // Российская государственность: этапы становления и развития. Материалы конференции. Кострома. Ч.1, 1993. С.149.

  3. Роль монастырей Русской Православной Церкви в духовном развитии Костромского края// Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Материалы конференции. Кострома. Ч.1.1994. С.82.

  4. Подземный ход: миф или реальность // СМ-педагог. №8-9.1994. С.6

    Подробнее...

Православный календарь на сегодня: