| | vivaspb.com | finntalk.com

10 августа. Икона Божьей Матери Смоленской

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00110 августа православные чествуют  икону Божьей Матери именуемую Смоленская.  Икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой, который запечатлел Матерь Божью для правителя Антиохии Феофила, для которого он так же написал Евангелие. 

image003По преданию, византийский император Константин Мономах, выдавая в 1046г. свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее  в дорогу на брак иконой Одигитрии (в путь - Путеводтельница). После смерти мужа, Анна благословила иконой Богоматери своего сына, Владимира Мономаха, который, став в 1097 г. смоленским князем, отдал икону в дар воздвигнутому на его средства соборному храму Успения Божьей Матери. С того времени образ именуется Смоленским. Чудотворных и особо чтимых копий этой иконы насчитывают около 30. Особую благодатную помощь, исходящую от иконы наши предки ощутили в Отечественной войне 1812.

 10 августа, костромичи соберутся в Смоленской церкви  Богоявленско-Анастасиина монастыря,  чтобы перед иконой-фреской Смоленской иконы Божьей Матери (написанной, по преданию, на башенной стене монастырской ограды  в 1672г. самим  Гурием Никитиным), принести свои моления о  даровании мира и благоденствия Отечеству нашему, городу и людям. История этого образа свидетельствует о великой благодатной силе Смоленской иконы. О чем свидетельствует и чудо ее сохранности - несмотря на опустошительные пожары 1773,1847, 1887гг., на забвение и поругание в годы атеистического лихолетья, лик Божьей Матери остался невредимым до наших дней.

image002

Храм был построен  благодаря хлопотам преподобного Макария (Глухарев, 1792-1847), известного  просветителя-миссионера Алтая, в бытность его ректором Костромской Духовной Семинарии. По его почину юго-западная башня  Богоявленского монастыря с написанным на ней чудотворным Смоленским образом Матери Божией была перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь. В 1847г. пожар уничтожил почти всю Кострому. Среди пламени, костромичи молились перед   сохранившейся  фреской Смоленской иконы остававшейся среди огненной стихии невредимой. В 1997г. состоялось обновление иконы – был открыт ее первоначальный лик. 23 ноября 2004г. на чудотворную икону-фреску была установлена и освящена новая драгоценная риза.

image004Преподобный Макарий (Глухарев) родился в 1792 году. В крещении он был наречен Михаилом. С детства святой отличался глубоким благочестием и замечательными способностями к учению, особенно преуспевая в постижении древних языков. Он учился в Санкт-Петербургской духовной академии, которой руководил в то время святитель Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние.

По окончании академии (1820) Михаил был направлен учителем в духовную семинарию города Екатеринослава. Там под влиянием старца, подвизавшегося в тех краях, он принял монашеский постриг от епископа Иова (Потемкина) с именем Макарий. Затем его пригласили руководить Костромской духовной семинарией. Но административная работа его не очень привлекала, и он предпочел уйти в Киево-Печерский монастырь, где целиком посвятил себя созерцанию и переводу святоотеческих трудов.

Внимая мудрым наставлениям святителя Филарета, он вскоре понял, что его истинным призванием является проповедь Благой Вести среди языческого населения Сибири и Алтая. В 1830 году вместе с несколькими семинаристами он основал в Томске Алтайскую духовную миссию и перевел Священное Писание на алтайский язык. Ему удалось привести множество душ к истинной вере не только пламенной проповедью, но и собственным примером праведной жизни. Очень многие приняли от него святое крещение. Он построил десятки церквей, при которых были открыты приходские школы.

В 1839 году святой Макарий опубликовал трактат, где излагал свои предложения о «методах распространения христианской веры среди евреев и магометан Российской империи», который сохраняет актуальность и доныне. Он предложил также основать в Казани при монастыре миссионерский центр, который имел бы целью распространять православное учение и духовную жизнь среди мусульманского населения.

Его пастырское усердие не ограничивалось одной Азией. Желая сделать более понятным Священное Писание, которое существовало только на церковнославянском языке, он составил записку для Священного Синода, предлагая перевести Библию на современный русский язык (1834). Не ожидая ответа, святой Макарий сам сделал такой перевод и представил его императору Николаю I. Этот поступок вызвал неприятие у некоторых членов Священного Синода, которые призвали его к покаянию.

Вскоре святой Макарий был удален из Алтайской миссии и назначен настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Там он продолжил переводческую деятельность. Намереваясь предпринять паломничество в Святую Землю, чтобы усовершенствовать свои познания в Ветхом Завете, святой Макарий накануне отъезда заболел и вскоре отошел ко Господу (1847).

Его последними словами были: «Свет Христов просвещает всех».

Его перевод Ветхого Завета был посмертно опубликован в журнале Православное обозрение (1860—1867 годы) и использовался при работе над синодальным переводом Библии.

Канонизирован как Макарий Алтайский в 2000 году Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в лике преподобных «за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространение на Алтае веры Христовой». Память (по юлианскому календарю) совершается 18 (31) мая, а также 23 января (5) февраля в день Собора Костромских святых, 10 (23) июня в день Собора Сибирских святых и в воскресенье перед 28 июля (10 августа) в день Собора Смоленских святых.

В честь Макария освящена церковь в Горно-Алтайске.

Сочинения:

image005В Костроме и Костромской области прославлены следующие иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» - Макарьевская (явлена в 1439 г. в Макарьеве, сейчас находится в Макарьевском женском монастыре. День празднования — 17 сентября (30 сентября).), Игрицкая (в с. Любовниково, сейчас в Александра-Антониновском храме г. Костромы), Словинская (явлена в 1628 г., в с. Словинка, Антроповского р-на. День празднования — 23 сентября (6 октября) ), Полонская (явлена в Спас- Верховье, Судиславского р-на, сейчас в Иоанно-Златоустовском храме г. Костромы. День празднования — 28 июля (10 августа).).

В храме Воскресения Христова с. Любовниково Костромскоого р-на до 1982 г. находилась чудотворная Игрицкая (Смоленская икона Божией Матери), принесенная в нач. 30-х годов из Игрицкого монастыря.

image006image007Впервые село (то есть селение с храмом) Любовниково (или «Песочное меньшее») упоминается в 1678 году как «поселенное вновь на пустоши». В 1679 году впервые говорится о стоявшей здесь деревянной церкви в честь Воскресения Христова, которую построил владелец Любовникова боярский сын Василий Скоробогатов. На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов XVIII века взамен деревянного храма на средства прихожан была возведена одноглавая каменная церковь с шатровой колокольней и двумя престолами: в честь Воскресения Христова (в летнем храме) и во имя святителя Николая Чудотворца (в зимнем). Кирпичная церковь с декором в стиле барокко, освящённая в 1781. Двусветный одноглавый четверик с пятигранным алтарём, небольшой трапезной и шатровой колокольней. В трапезной Никольский придел. Не закрывалась. Икона Божией Матери Игрицкая - Смоленская Песошенская (Песошенская) была явлена 25 июня 1622 в урочище Игрищи при реке Песочне, что под Костромой. В 1624 г. на этом месте был основан мужской монастырь. С 1792г. крестным ходом из монастыря икону приносили в Кострому, в Успенский кафедральный собор (разрушен в 1934г.), а в праздник иконы Смоленской Божьей Матери заносили обратно в обитель.

В ограде храма у алтарной апсиды покоятся священнослужители, служившие в нем и положившие для его благолепия немало трудов: протоиерей Владимир Конон и протоиерей Иоанн Сазонов.

Список с чудотворной иконы Божией Матери Смоленской-Игрицкой находится также в Александро-Антониновском храме г. Костромы.

Святая икона Богоматери, именуемая Игрицкая, была явлена в 1624 году в местности Игрица у реки Песочни, недалеко от города Костромы. Местные крестьяне нашли икону в старой полуразрушенной церкви, бывшей в течение 50 лет в полном запустении после моровой язвы. В XVI веке на этом месте была пустынь святого Николы Великорецкого. Рукописное сказание о явлении Смоленской–Игрицкой иконы повествует о том, что во время царствования царя Иоанна Грозного в 1530 году постиг Россию великий мор, который достиг Костромских пределов и с тех пор пустынь опустела. Икона Пресвятой Богородицы стояла на престоле и блистала светлыми красками, как вновь написанная. После первого молебна, отслуженного перед этой святой иконой, прозрел ослепший боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Тогда четыре благочестивых христианина остались жить около запустелой церкви и приняли иноческий постриг. Впоследствии на месте явления иконы Богоматери была выстроена новая церковь и возникла иноческая обитель – Песоченский монастырь, в котором в том же 1624 году был возведен первый деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. Каменный храм с резным деревянным иконостасом был построен в 1686 году. С левой стороны от царских врат помещалась чудотворная Смоленская икона Божией Матери. На 12 клеймах Игрицкой иконы, помещенной в серебряную позолоченную ризу (1808 г.) были изображены чудеса, явленные Пресвятой Богородицей. Надпись внизу гласила: «Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии было в1624 году».Ежегодные крестные ходы с Игрицкой иконой Божией Матери в Кострому и обратно в Песоченский монастырь, богослужения в котором продолжались до 1931 года, свидетельствовали о глубоком почитании верующими чудотворного образа.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Архиепископ Омский и Тюменский Андрей (Сухенко, 1900 -1973)

Архиепископ Андрей (в миру Сухенко Евгений Александрович) родился 5 сентября 1900 года в с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губернии в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в Киевскую духовную академию, где обучался до ее закрытия в начале 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском институтете народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова, А. А. Глаголева, М. Н. Скабаллановича.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: