| | vivaspb.com | finntalk.com

17 июля Церковь молитвенно почитает царских страстотерпцев

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00117 июля по новому стилю 1918 года, в Екатеринбурге был расстрелян святой страстотерпец император Николай ΙΙ. Вместе с ним была расстреляна вся его семья — святая благоверная императрица Александра Федоровна, наследник — святой цесаревич Алексий и великие княжны — святые Татиана, Мария, Ольга и Анастасия. Определением Архиерейского собора Русской православной Церкви 2000 года они причислены к лику святых страстотерпцев.

image00317 июля Церковь молитвенно почитает царских страстотерпцев  обращая народную память к их кончине. Кто же и почему убил святого царя, его семью и слуг? Казалось, ответ лежит на поверхности: они расстреляны по решению Уральского революционного комитета. Персональную ответственность за это взяли Белобородов, Голощекин и пр. Официальная мотивация — приближение чехословацкого корпуса и возможность освобождения государя и его семьи. Приговор приводили в исполнение Войков, Юровский и команда, частично состоявшая из австрийцев и латышей. Войкова позднее убил в Варшаве бывший белогвардеец Борис Коверда, убил из мести за убийство Царской семьи. До сих пор к нашему стыду именем Войкова названы улицы, и даже станция метро. У нас в Костроме такая улица image005имеется. Жоховский, а ранее в XVII в. Никольский переулок решением Костромского ГИК от 22 июля 1927 года был назван «в честь павшего полпреда СССР в Польше тов. Войкова П. Л.». Располагается она параллельно улице Свердлова, человека, который причастен к приказу о расстреле последнего царя.

Убийцы царской семьи в жизни ничего доброго не приобрели. Все они умерли трагической смертью. Яков Юровский дожил до 1940 г. и умер от тяжелой болезни. Говорят, перед смертью сильно мучился. Многие из тех, кто подписывал приговор Царской Семье, не пережили 1937 года. В их числе были Белобородов и Голощекин. Советское правительство задним числом одобрило это преступление в Постановлении от 18 июля 1918 года.

 image007В начале XX в. страшная по своим кровавым жертвам Смута воцарилась на Русской земле. Русский человек отрекся от служения высшему закону – христианской правде. Революция смутила многих своей стихийной вседозволенностью. Последний российский император династии Романовых в истории остался примером и образцом верующего человека во власти. Своей благочестивой жизнью и служением народу Император Николай II полностью соответствует представлению об истинно верующем христианине и православном человеке, исповедующем веру во Христа не только на словах, но и на деле. Причём вера в Господа не была каким-то жестом рекламной политики и пропаганды правителя, но глубокой основой мировоззрения великого государя. Христианские принципы были заложены в основу политики императора Николая II. Вместе с царём православные принципы полностью разделяли все члены его семьи.

image009Государь не стал проливать кровь соотечественников, жаждущих его отречения. Ведь война с собственным народом, по его разумению, явилась бы насилием над его выбором. Русский царь предпочел принести себя в жертву ради спасения бесконечно любимой России. «Не зло победит зло, а только любовь», - писал он в одном из своих писем, находясь вместе с семьей в тобольском плену.

Свобода, равенство, братство… Все мировые революции призывают людей встать под свои знамена, на которых написаны эти, воистину святые слова. Однако, человека верующего в Бога и живущего в ладах со своей совестью, никогда не прельстят эти красивые, но пустые в устах лицемеров и обманщиков призывы. Без воскресшего Христа, ценой собственной крови освободившего мир от оков смерти, не может быть настоящей свободы. Без воскресшего Христа и заповедей Его, призывающих любить Бога всем сердцем, душой и разумением, а ближних, как самих себя, не может быть равенства и братства на земле между людьми.

image011В 2000 г., на Архиерейском соборе русской Православной Церкви царская семья была причислена к лику святых-страстотерпцев. Великий грех богоотступничества исповедала с канонизаций (причислением к святым) Россия. В богослужебной и житийной литературе слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые в строгом смысле не были мучениками за Христа, но завершили свою жизнь от рук гонителей и убийц. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015), Игорь Черниговский (1147), Андрей Боголюбский (1147), Михаил Тверской (1147). Новых небесных предстателей и молитвенников перед Богом обрел русский народ. Уповая на милосердие Бога, просит народ русский у государя страстотерпца мира в Отечестве и милость Божью людям.

Царственные страстотерпцы вместе с преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Федоровной (Романовой,+1918) вошли в сонм Костромских святых. Молитвенная память  преподобномученицы Елисавете (Романовой) совершается 18 июля вместе с памятью преподобного Сергия Радонежского.

image013

В ночь с 16 на 17 июля в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, в «колыбели Дома Романовых» будет совершаться ночная литургия, которую возглавит митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

В д. Домнино, Сусанинского р-на, действует женский монастырь в честь Царственных страстотерпцев. ВВ 1818-1870 гг. настоятелем Успенской церкви служил протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794 г. - после 1871 г.). Будучи уроженцем Домнина, он опубликовал несколько работ по истории села и храма. В 1871 г. в журнале «Русский архив» с предисловием костромского губернатора В. И. Доргобужинова был опубликован труд отца Алексия «Правда о Сусанине», в котором на основании свидетельств местных старожилов он указал, где на приходском кладбище находится могила Сусанина. Протоиерей А. Домнинский был похоронен у алтарной части храма (могила не сохранилась).

image015image017В год 300-летия Дома Романовых неподалеку от Домнина, в деревне Деревеньки, являющейся родиной Сусанина, на месте, где, по преданию, стоял его дом, Александровским братством была возведена памятная часовня из красного кирпича. Ее освящение состоялось 20 октября 1913 г.- накануне 19-й годовщины восшествия на престол императора Николая II. До 1917 г. в часовне совершались молебны в царские дни и панихиды по царю Михаилу Феодоровичу и Сусанину.

3 сентября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной и антиколхозной агитации был арестован клирик Успенского храма священник Константин Сокольский (1896-1937), 2 ноября тройкой УНКВД по Ярославской области (в то время Домнино входило в ее состав) приговорен к расстрелу, 17 нояб. приговор приведен в исполнение (место расстрела и место погребения священника Константина неизвестны). Храм был закрыт, большая часть икон и утвари уничтожена. Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был официально закрыт. В конце 1942 г. колхозники Ярославской области собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. С 1941 г. прихожане Успенской церкви обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с которым погребен русский народный герой Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февраля 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 августа 1944 года в Домнино был назначен священник. В середине 50-х годах XX века в часовне в деревне Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад, в 70-х годах XX века произведена внешняя реставрация часовни.

 Указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта, и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров.

image0198 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сентября 1994 г. близ Успенской церкви в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина.

Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. Успенское подворье было преобразовано в женский монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

С 9-11 марта 2013 г., в год 400-летия Дома Романовых при посещении Костромы, монастырь царских страстотерпцев посетила глава Российского Императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна Романова.

В настоящее время исполняющей обязанности старшей сестры является монахиня Пахомия (Ершова). Число насельниц - 10 человек (4 монахини, 1 инокиня, 5 послушниц).

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Богоборческий террор 20-30-х гг. XX века (На примере Костромского заволжья)

После революции 1917 г. для Церкви наступили тяжелые времена: большевистская власть объявила войну религиозному «дурману». По сей день некоторые политические ораторы, пытаясь найти оправдание богоборческому террору 20 – 30-х гг. XXвека и преступному уничтожению памятников культового зодчества, назойливо повторяют тезис о том, что русские люди якобы легко и по собственному почину отрекались от веры в Бога, более того – сладострастно глумились над православными святынями. Конечно, это не имеет никакого отношения к истине. Подтверждением тому – история проведения антирелигиозных кампаний и уничтожения православных святынь в костромском Заволжье.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: