| | vivaspb.com | finntalk.com

22 апреля 2019. Страстная седмица

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001С 22 апреля начинается Страстная неделя, последняя неделя Великого поста. Такое название она имеет потому, что посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданиям, крестной смерти и погребению.

В понедельник, вторник и среду этой недели Церковь раскрывает для нас назидательный смысл последних дней Господа, проведенных Им на земле. В эти дни верующим предписывается строгий пост. Сухоядение без масла.

 По значимости воспоминаемых событий все дни Страстной недели именуются Великими. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Великий Понедельник. воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

image005В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

 В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию омовения Иисусом, в знак смирения, ног своих учеников, Тайной Вечери, а также, молитвы Христа в Гефсиманском саду и предательстве Иуды. В Четверг, на Литургии, христиане обычно все причащаются Святых Таин, в знак того, что Христос на Тайной Вечери установил Таинство Причащения. Накануне четверга, вечером в середу, во всех церквах по традиции совершается т. н. «Общая исповедь», во время которой священник называет наиболее распространенные грехи, а присутствующий народ кается в совершении их и разрешается от них священником, читающим над каждым кающимся разрешительную молитву.

Служба Великой Пятницы посвящена памяти крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения начинается накануне вечером, в Великий Четверг. Перед Крестом, вынесенным на середину храма читаются 12-ть «страстных Евангельских чтений» повествующих о страданиях Христа: начиная с последней беседы Его на Тайной вечери и заканчивая Его погребением во гробе. Во время чтения Евангелия, верующие стоят с зажженными свечами. По традиции, свечи Великого Четверга несут домой и пламенем знаменуют крест на притолках и косяках дома. Хозяйки готовят по особым рецептам т.н. «четверговую соль» (черную).

 В Великую Пятницу Литургия не совершается, т.к., этот день посвящен воспоминанием Крестной Смерти Спасителя. Утром, вместо литургии читаются т. н. «Царские часы».  В Пятницу совершается также память снятия с креста Тела Христова и погребение Его, поэтому на богослужении вечерни, из алтаря (как бы с Голгофы), на середину храма выносится Плащаница с изображением Христа лежащего в гробе, и полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Этими действиями показывается сошествие Христа во ад, и победа Его над смертью. Все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и целуют раны лежащего на ней Господа – прободенное ребро, руки и ноги. В конце богослужения  Пятницы Плащаница обносится вокруг храма.

   Богослужения Великой Субботы посвящены сошествию Спасителя во ад: пребыванию Христа «плотью в гробе, душой во аде», а так же, воскресению Спасителя. Утром в Великую субботу, после Литургии, в храмах совершается освящение пасхальной трапезы: яиц, куличей, пасох. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

В двенадцатом часу ночи совершается богослужение полунощницы, в конце которой, Плащаница заносится в алтарь и полагается на престоле в память сошествия Христа в ад, и победы Его над смертью. На престоле остается до праздника Вознесения Господня. После этого, обычно в 12 (в 24ч.) часов ночи, совершается крестный ход вокруг храма, по завершении которого, в полночь все заходят в храм, и наступает светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Христова, богослужение Пасхи – пасхальной утрени и Литургии. С этого момента сорок дней до праздника Вознесения, мы все радостно приветствуем друг друга гимном победы жизни над смертью: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Традиции: В течение всей недели шла подготовка к главному празднику Пасхи: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Амвросий (Смирнов, 1874 -1938), архиепископ Муромский, викарий Владимирской епархии.

В миру Смирнов Алексей Степанович, родился 4 апреля 1874 года в Костроме в семье протоиерея Костромской епархии.

Подробнее...

Статьи

Статья Костромская голгофа

15 октября на научном богословском портале Богослов.ру опубликована статья Секретаря епархиального совета Кинешемской епархии, докторанта Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия  профессора протоиерея Дмитрия Сазонова «Костромская голгофа».В статье на примере исповеднического подвига духовенства Костромской епархии Русской Православной Церкви показана репрессивная политика советской власти по отношению к религии начиная с 20-х и заканчивая 50-ми годами ХХ века. Раскрыта мотивировка реализации «посадочных дел» и механизм вынесения приговоров по «делам священнослужителей», приравненных государством к врагам народа, преступникам, преступление которых состоит лишь в том, что они верят в Бога, только в том, что служат Ему. В статье упомянуты имена священнослужителей Кинешемского викариатства Костромской епархии: святителя Василия, епископа Кинешемского, протоиерея Иоанна Альтовского и др.

В Кинешемской епархии, которая стала преемницей Кинешемского викариатства Костромской епархии, ведется работа по увековечению подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ столетия, пострадавших в годы гонений на Кинешемской земле. Мы будем знакомить читателей с имена ми и судьбами тех, кто отдал свою жизнь за исповедничество Христа, и был верен Ему «даже до смерти» (Откр. 2:10).

Православный календарь на сегодня: