14 января 2019. Память Василия Великого, Обрезание Господне. 19 января. Богоявление Господне

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Богоявленский собор костромского Богоявленско-Анастастасиина монастыря. Фото 2010 г.12 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника  Крещения Господня).

В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям.

При поздравлении обычно  родившегося Богомладенца  песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

image002Иордань. Фото 2011г. 14 января (по старому стилю 1 января), совершаются сразу три праздника - память Василия Великого, Обрезание Господне (древний еврейский обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод. 19 января Церковь празднует Богоявление Господне, в котором вспоминается и прославляется событие Крещения Господа нашего Иисуса Христа пророком Иоанном, названным за это Крестителем, в водах реки Иордан. Богоявлением этот праздник называется по причине явления при Крещении Христа всех лиц Пресвятой Троицы: Бог Отец свидетельствовал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна, Дух Святой сошел  на Сына в виде голубя. Праздник Богоявления называется еще Днем просвещения и Праздником Светов  в связи с тем, что Господь есть Свет Истинный, пришедший в наш мир просветить людей, находящихся во тьме язычества и духовной смерти (Мф. 4.16). В связи с этим, в древности существовал обычай, накануне Богоявления, в Крещенский Сочельник, совершать крещение над новыми членами Церкви. Особенность праздника Богоявления так же  являются два великих водоосвящения, названных великой агиасмой – святыней.

Богоявленский собор Костромского кремля. Фото 1910г.Обычай освящения воды в реках произошел от традиции иерусалимских христиан в день Богоявления ходить на реку Иордан в воспоминание Крещения Господня. От этой традиции и у нас крестный ход на реку имеет наименование «ходом на Иордань» (Иорданью названа вырезанная во льду крестообразная купель).  В современной традиции принято ходить на Иордань и освящать воду в реках после утренней службы в Крещенский Сочельник. Над водой, при водоосвящении, произносятся молитвы, в воду трижды погружается  крест. После освящения воды в храме, люди эту освященную святыню несут в свои дома. Кропят святой водой все помещения своего жилища и предметы в нем. Хранят набранную в праздник  воду весь год у святых икон  и понемногу пьют ее натощак каждый день, вкушая при этом частичку  просфоры (церковный хлеб), или кусочек артоса (освященный на Пасху хлеб). Обряд освящения воды совершается так же и в день праздника Богоявления. Гадание накануне Крещения считается великим грехом. Крещенский Сочельник – постный день. Существует обычай купаться в Иордани (проруби), после освящения воды. Но этот обычай не носит какого-либо священнодействия и не является обязательным. Нельзя требовать от Бога чуда и совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. В этот день престольный праздник Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора г. Костромы (1426 г.), в п. Красное на Волге, в с. Ковалево, Нерехтского р-на.

image006В день Богоявления с особым благоговением отмечают престольный праздник Богоявленского монастыря (1426г.), основателем и строителем которого был преподобный старец Никита Костромской, ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского. Мощи преподобного Никиты пребывают в нижнем храме обители. Своему благолепию монастырь обязан молитвам своих подвижников благочестия и боярским родам Салтыковых, Вяземских, Хованских Кафтыревых. В нем пребывают две чудотворные иконы Божией Матери – Феодоровская (в соборе) и Смоленская (в Смоленской церкви монастыря). Монастырь неоднократно его посещали представители правящего царского дома Романовых – от Михаила Федоровича до последнего императора - страстотерпца Николая II. Среди лиц, посещавших монастырь на рубеже XIX-XX вв. необходимо отметить святого праведного Иоанна Кронштадского и святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Федоровну. image005С 2003г. в соборном храме, рядом с киворием Федоровской иконы Божьей Матери, хранятся обретенные мощи преподобного Тимона Надеевского (1788-1840) – ученика и сподвижника преподобного Серафима Саровского. Богоявленский собор монастыря считается кафедральным – главным храмом Костромской митрополии, которая решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 в определена в административных границах Костромской области. Главой митрополии назначен правящий архиерей Костромской и Нерехтской епархии митрополит Ферапонт (Кашин). Решением Синода от 27 декабря путём выделения части территории Костромской епархии в составе Костромской митрополии была образована Галичская епа́рхия. В нее вошли земли районов Костромской области: Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского,  Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского. Епископом Галичским и Макарьевским был избран архимандрит Алексий (Елисеев).

image007Костромичи со скорбью вспоминают Богоявления Господня с колокольней в Костромском кремле, воздвигнутый в 1791 году рядом с Успенским собором. В нем находилась усыпальница костромских архиереев (архиепископа Платона (Фивейского+1877), епископа Игнатия (Рождественского+1883), Виссариона (Нечаева+1905)). В начале 1929 года оба соборных храма подверглись закрытию, в июле 1934 года серия взрывов превратила оба соборных храма в руины. К осени, направленным взрывом была уничтожена колокольня. В настоящее время ведутся работы по восстановлению Богоявленского собора и колокольни.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери Костромского Ипатьевского монастыря

В многочисленном ряду духовно-исторических святынь Костромского Ипатьевского монастыря чудотворный образ Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери занимает одно из главных мест со времени принесения его в монастырь повелением царя Михаила Федоровича Романова. История появления и пребывания данного образа в Ипатьевском монастыре достаточно подробно рассмотрена в статье автора настоящего сообщения, которая была опубликована в 2003 году.1

Подробнее...

Статьи

Путь пастыря

В книгу, посвященную памяти протоиерея Алексия Тумина – настоятеля Троицкого  и Успенского кафедральных соборов города Кинешмы в 1979-2011 гг., вошли воспоминания и газетные публикации разных лет о нем, материалы его сборника «Православное пастырство и монашество», вышедшего в  г. Иваново в 1999 году, официальный некролог. 

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: