27 ноября. Начало Рождественского поста

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001С 27 ноября с дня памяти апостола Филиппа начинается Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки), установленный в честь праздника Рождества Христова. Пост продолжается с 28 по 6 января (40 дней) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) — 27 ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, апостола из 12-ти ближайших учеников Христа. Филипп, крестивший язычников, за проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году во время правления римского императора Домициана в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост соотносятся с  Апостольским (Петровым) постом. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей (масло), и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье вкушение рыбы не благословляется.

image002Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. По словам святителя Иоанна Златоуста (память 26 октября), «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.

image003Церковным уставом делаются некоторые послабления. Дети до семи лет освобождаются от поста, но, несмотря на это, родителям нужно постепенно приучать их к посту (например, от сладостей или весёлых игр), чтобы по достижении ими семилетнего возраста им было легче начинать поститься. Больным делаются послабления. Поэтому нужно есть всё, что дают в больничной столовой и приносят родные, по рекомендациям лечащего врача. Самым легким послаблением в пост считается разрешение на растительное масло, а более серьезное – на вкушение рыбы. Дальнейшее послабление идет на молочные продукты и яйца. Высшим послаблением считается разрешение на мясо.

Послабления допускаются для больных людей, страдающих язвенными заболеваниями желудка, туберкулезом, сахарным диабетом, онкологическими болезнями, при некоторых формах психических заболеваний, при наличии токсического зоба, в период, после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Также не постятся беременные и кормящие женщины, путешественники, работники физического труда, ослабленные люди и страдающие анемией. Но даже в этих случаях вопрос о степени послабления должен решаться в индивидуальном порядке, по согласованию с врачом и с благословления священнослужителя.

Ипатьевский монастырь был основан около 1330 года татарским мурзою Четом, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите. По пути в Москву мурза тяжело заболел и остановился в Костроме. По преданию, ночью ему явилась Божья Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Во сне Матерь Божия повела мурзе принять христианскую веру и исцелила его. По прибытии в Москву мурза принял Крещение с христианским именем Захарии, и получил разрешение великого князя на строительство святой обители на месте чудесного явления ему Пресвятой Богородицы. Позже Захария стал родоначальником многих знатных боярских родов - Захарьиных, Вельяминовых, Сабуровых, Шеиных и Годуновых.

Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.)

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Историк, этнограф, краевед Виноградов Николай Николаевич (1876-1938)

Виноградов Николай Николаевич – историк, этнограф, фольклорист, коллекционер, краевед. Родился в с. Чмутово Галичского уезда Костромской губернии в семье священника Троицкой церкви, закончил в 1896 г. Костромскую духовную семинарию, с 1897 по 1902 гг. учитель Семиловской церковноприходской школы Костромского уезда. С 1902 г. действительный член КГУАК (Костромской губернской ученой архивной комиссии), занимался комплектованием музея, сбором диалектологического и фольклорного материала. С августа 1902 г. в течение года служит секретарем у академика А. Н. Пыпина, выполняет работы по сбору предметов для музея императора Александра III в С. Петербурге.

Подробнее...

Статьи

Об одном настоятеле Богоявленского монастыря

Аннотация: Идентификация известного ранее лишь по монашескому имени настоятеля и строителя нескольких общежительных монастырей Костромской и Ярославской епархий середины XVIII столетия с 6-м наместником санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, архимандритом соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии и жертвователем на строительство костромской каменной Успенской церкви, гипотеза о его малороссийском происхождении и принадлежности к окружению первых епископов Костромских и Галичских того же происхождения, должностях и деятельности в общежительных монастырях Костромской епархии, верификация упоминаний о нем в неопубликованных и опубликованных источниках и атрибуция части последних тем или другим историкам Костромской епархии

Ключевые слова: Кострома, Богоявленский монастырь, настоятель, наместник, архимандрит, игумен, строитель

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: