| | vivaspb.com | finntalk.com

Празднование Ярославской епархией 200-летия преставления Святителя Димитрия Ростовского в 1909 году

Автор: А.Е. Виденеева, к.и.н., музей «Ростовский кремль». .

Dmitry-RostovskyМинуло столетие с того времени, когда Русская Православная Церковь отметила 200-летие преставления Свт. Димитрия Ростовского, почитаемого с сонме величайших российских святителей.

Это выдающееся событие оставило яркий след в истории Ярославо-Ростовской епархии, явившись примером одного из ее наиболее памятных церковных торжеств. По признанию современников, это было «великое празднество веры и благочестия в честь и память ревнителя православия, своими вдохновенными творениями всех наставлявшего на путь, ведущий к достижению добра и духовной красоты».

Подготовку юбилея 1909 года возглавили Ярославский архиепископ Тихон и настоятель Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря викарный епископ Иосиф.

Для организации празднования были сформированы две общественные организации – комиссия в Ярославле и комитет в Ростове, деятельностью которых руководили, соответственно, архиепископ Тихон и епископ Иосиф. Задуманные широкомасштабные торжества требовали серьезной и длительной подготовки, поэтому работы и для комиссии, и для комитета было немало. Они информировали о памятной дате, готовили публикации, рассылали приглашения, вырабатывали порядок празднования и собирали деньги на его проведение.

Изыскание денежных средств, пожалуй, являлось одним из приоритетных направлений. Для того чтобы достойно украсить Спасо-Яковлевский монастырь и подготовить материальную основу для проведения празднования был объявлен сбор пожертвований.

Вот с какими словами обратился ко всем епископ Иосиф: «Дорогие благотворители! К предстоящим торжествам 200-летия со дня кончины великого Святителя Димитрия помогите привести в более благопристойный вид место Его земного упокоения − храм Зачатиевский в Спасо-Яковлевском монастыре. … Помогите, кто сколько может, не стесняясь малостию жертвы ради Святителя − Славы Ростова и Покровителя. Пусть благолепие возобновленного храма его будет лучшим даром города Великому Святителю к Его грядущему торжеству».

И этот, и другие призывы не остались безответным – многие учреждения, общественные организации и частные лица почли за честь подготовить святителю подарки или оказать его обители посильное денежное вспомоществование.

28 апреля 1909 года, то есть ровно за полгода до наступления юбилейной даты ярославский  архиепископ Тихон направил в Синод ходатайство, испрашивая благословения на проведение празднования. Ярославский владыка представил на синодальное рассмотрение подробный перечень предполагаемых мероприятий и церемониал самого торжества, на что вскоре получил синодальное одобрение.

К празднику Спасо-Яковлевский монастырь благоустраивался и украшался. В течение лета 1909 года все его постройки: храмы и жилые корпуса, колокольня, ограда и башни были выбелены, а кровли строений – выкрашены. Примечательно, что именно в 1909 году в монастыре появилось электрическое освещение.

Особое внимание уделялось состоянию храма Зачатия св. Анны, избранного Святителем Димитрием местом своего погребения. В нем была промыта древняя стенопись, вычищен и вызолочен иконостас, в алтаре устроено горнее место и утверждена новая надпрестольная сень, а также переоблачен и сам престол.

Как видим, инициатива проведения Димитриевских торжеств исходила из церковных кругов, главными вдохновителями, организаторами и созидателями празднества явились представители духовенства. Однако живейшую поддержку и деятельное участие, как в подготовке, так и в проведении юбилея проявили широкие светские круги: люди, облеченные властью, административные служащие, члены различных общественных организаций, частные лица.

Важно и то, что непосредственными участниками празднования стали широкие слои населения. Представители всех сословий – от блестящей столичной знати до крестьян окрестных селений прибыли в Димитриевы дни в Ростов почтить память святителя.

Димитриевские торжества 1909 года, приуроченные к октябрьским дням его памяти, собрали огромное множество гостей. Из числа духовенства в Ростов прибыли московский митрополит Владимир, ярославский архиепископ Тихон, нижегородский архиепископ Назарий, викарный епископ Ярославской епархии Евсевий, викарий Киевской епархии Павел, синодальный ризничий архимандрит Димитрий, архимандрит Спасо-Андронникова монастыря Сильвестр, архимандрит Донского монастыря Иаков и многие, многие другие.

Перечень светских гостей был не менее представителен. Ростов посетили ярославский губернатор граф Д.Н. Татищев, московский губернатор В.Ф. Джунковский, костромской губернатор Веретенников, член Государственного совета князь А.Н. Лобанов-Ростовский, попечитель Московского учебного округа А.М. Жданов, председатель Ярославской ученой архивной комиссии князь П.Д. Урусов, княгиня С.А. Голицына, граф П.С. Шереметев, представители ярославского и ростовского дворянства, члены различных обществ и служащие многих учреждений.

Празднование 200-летия кончины Свт. Димитрия отмечалось в Ростове на протяжении нескольких дней. Вечером 26 октября во всех приходских храмах и монастырских соборах города было совершено всенощное бдение, а утром 27 октября повсеместно служились торжественные литургии. В Яковлевском монастыре служба производилась одновременно в двух соборах – Зачатиевском и Димитриевском. В храме Свт. Димитрия панихиду святителю служили архиереи, архимандриты и более тридцати священников.

Вечером того же дня во всех ростовских церквях служилось всенощное бдение. Центром празднества вновь стал Димитриевский собор, где в богослужении принимали участие митрополит, архиепископы и епископы, архимандриты и протоиереи, священники и диаконы. Служба сопровождалась пением двух хоров – архиерейского и монастырского. В центре храма на особом постаменте покоились мощи Свт. Димитрия. Это богослужение, «редкое по умилительности и способности высоко настраивать душу», произвело огромное впечатление на всех присутствующих.

28 октября утром, по окончании богослужения в Успенском соборе, из центра города в Яковлевский монастырь был совершен крестный ход, названный современниками «небывалым по своей грандиозности, чинности и церковной красоте». После литургии в Димитриевском монастырском храме, ровно в полдень мощи Святителя крестным ходом были обнесены вокруг монастыря.

В тот памятный день людьми были заполнены не только монастырские храмы и вся обитель, но и пространство вокруг нее. По завершении богослужения епископ Иосиф пригласил гостей на праздничную трапезу, в которой приняло участие более 200 человек.

28 октября почетные гости, принимавшие участие в юбилейных торжествах, осмотрели достопримечательности Ростовского кремля – бывшего архиерейского дома и посетили Музей церковных древностей. Вечером того же дня в Ростовском духовном училище, которое располагалось в кремле и носило имя Свт. Дмитрия, открылось торжественное заседание.

На нем были заслушаны приветственные и поздравительные телеграммы, пришедшие на имя ярославского владыки и настоятеля Димитрева монастыря из Москвы, Петербурга, Киева и множества других городов. С речами, посвященными торжественной дате, выступили духовные и светские лица. Всем собравшимся был предложен великолепный концерт архиерейского хора. С воодушевлением слушатели приняли премьерное исполнение особо сочиненной к празднику Кантаты в честь Свт. Димитрия (слова свящ. А. Державина, музыка свящ. В. Зиновьева).  Большой успех, также, имели канты Свт. Димитрия в исполнении детей – учеников Димитревского училища.

Ростовские Димитриевские торжества имели ярославское продолжение. По решению архиепископа Тихона, получившему одобрение Синода, юбилейные празднования завершались торжественным собранием Свято-Димитриевского братства, утроенным в воскресный день, 1 ноября 1909 года, в Ярославской духовной семинарии.

В тот день утром рыбинским епископом Евсевием был совершен крестный ход с частицею мощей Свт. Димитрия из Крестовой церкви при Спасском монастыре в семинарский храм, где два владыки – ярославский архиепископ Тихон и чигиринский епископ Павел отслужили литургию и молебен Святителю Димитрию.

Затем в актовом зале Ярославской духовной семинарии, под председательством духовных владык и светских отцов города, состоялось общее собрание Ярославского епархиального Свято-Димитриевского братства. Преподаватель семинарии В.И. Дмитревский и епархиальный миссионер иеромонах Корнилий выступили с докладами о борьбе с расколом в Ярославской епархии в прошлые годы, при митрополите Димитрии, и в настоящее время. Делопроизводитель Совета братства, священник Константин Цареградским представил о состоянии и деятельности братства в 1909 году.

По предложению архиепископа Тихона, представители церковной иерархии, принимавшие участие в праздновании Димитриевых дней, получили звание почетных членов Ярославского Свято-Димитриевского братства. Также в члены братства были приняты ярославский губернатор граф Д.Н. Татищева и губернский предводитель дворянства князь Е.А. Куракин.

В завершении юбилейного заседания хор архиерейских певчих повторил исполнение «Кантаты 200-летнему юбилею со дня кончины Свт. Димитрия, Ростовскаго Чудотворца».

Вспоминая Дмитриевы дни столетней давности, хочется еще раз подчеркнуть, что отмечаемое с особым размахом и великолепием празднование 200-летия кончины Святителя Димитрия явилось наиболее значительным и особенно памятным событием духовной жизни Ярославской епархии начала XX столетия.

 

А.Е. Виденеева, к.и.н., музей «Ростовский кремль»

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Ильчевский Константин Петрович (1924-2011)

Родился 05.05.1924 г. в с. Городной Пинской (ныне Брестской) области в Западной Белоруссии, находившейся в то время в составе Польской Республики в крестьянской семье.

Подробнее...

Статьи

Спорные вопросы полемики о каноничности Белокриницкой иерархии

В начале 1830-х гг. в Российской империи, в поповской ветви старообрядчества окончательно оформилось направление, которое не хотело ни сливаться с господствующим православием, ни делаться беспоповцами. Причиной этого стал запрет императором Николем Iв 1827 г. приема в старообрядчество священников, переходивших из господствующей Греко-Российской Православной церкви, положивший начало правительственным репрессиям против старообрядческих центров.

Подробнее...