Поучения Рыбинского протоиерея Родиона Путятина (1806-1869) - Отделение третье. Поучения на Праздники Богородичные

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Содержание материала

ОТДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
ПОУЧЕНИЯ НА ПРАЗДНИКИ БОГОРОДИЧНЫЕ

 


ПОУЧЕНИЕ 68
В день Рождества Пресвятыя Богородицы

Непрестанно молитесь (1 Сол.5,17).

Некоторые из вас, иногда думая, что Бог их не услышит, или полагая, что желание их не сбудется, Богу вовсе не молятся, не просят Его о том, чего им хочется, что им нужно, чего им недостает,- Богу не молятся, Его не просят, а скорбят, сокрушаются, беспокоятся, досадуют, даже ропщут иногда, что у них нет того или другого.
Вот вам пример — святые родители Пресвятой Девы Богородицы, — что и невозможное, по нашему понятию, может сбыться, если мы будем просить Бога. Иоаким и Анна были в преклонных летах, в таких летах, когда уже нельзя надеяться иметь детей, и особенно им нельзя было надеяться, потому что у них и до того времени не было детей вовсе; несмотря на то, они просили себе у Бога детей, неотступно просили, почему, потому что им очень хотелось иметь детей, и они очень скорбели, что у них нет их.
Казалось бы, что просить старым людям детей себе? Возможно ли родить тому в старости, кто не рождал в лета молодые? И, однакоже, оказалось, что у Бога возможно и невозможное по нашим соображениям. У Иоакима и Анны, по вере и молитвам их, в глубокой старости, как известно, родилась дщерь, Пресвятая Дева Мария.
И потому, слушатель, обо всем Бога проси, обо всем, чего тебе не достает, что тебе нужно, чего ты сильно желаешь, хотя бы казалось тебе делом невозможным, чтобы Бог исполнил желание твое. Да, чем скорбеть, сокрушаться, досадовать, беспокоиться, лучше молись: может быть, Бог и сделает по твоему прошению; может быть, услышит твою молитву. «Просите и дастся вам» (Мф.7,7),- говорит Господь. Тебе кажется это невозможным, но для Бога нет ничего невозможного.
Бога надобно просить смелее, просить со дерзновением; когда просишь Бога, забывай, что ты, может быть, просишь невозможного; помни одно: что для Бога все возможно.
Положим, что Бог и не сделает по твоему прошению, но твоя молитва и тогда не останется для тебя бесплодною. Если Бог и не сделает для тебя такового чуда, чтобы ты получил то, чего желаешь, о чем скорбишь,- так Он сделает за твою молитву другое для тебя чудо: сделает то, что и без нужного ты обойдешься; и о том не будешь скорбеть и сокрушаться, чего у тебя не достает. - Больной молится, чтобы Бог избавил его от болезни; болезнь не проходит; но он все не перестает молиться,- и, при молитве его к Богу, болезнь его становится не так уже мучительна для него; он благодушнее и легче переносит ее тогда. Бедный просит себе у Бога довольства, богатства; Бог не дает ему, но он все просит, и Бог подает ему за его молитву такое утешение, при котором он и в бедности, без богатства, доволен и покоен не меньше богатого.
Если бы даже желал ты себе чего-нибудь чувственного, хоть даже греховного, то и тогда молитвенное твое к Богу обращение не останется тщетным: Господь вразумит тебя, чтобы ты об этом не молился, или удержит тебя от греховных желаний; и ты, как скоро станешь на молитву, тотчас успокоишься, перестанешь и желать греховного.
Итак, при наших нуждах и недостатках, при неудачах и тягостях жизни будем чаще рассуждать так: своим беспокойством, сокрушением, роптанием помогу ли я себе, сделаю ли что-нибудь для себя? Не помогу, ничего не сделаю. А если буду молиться,- Бог может мне помочь, может даже и то для меня сделать, что представляется мне невозможным; по крайней мере, уж во всяком случае я сделаюсь покойнее, когда к Нему с молитвою обращусь. Так лучше молиться всеблагому и всемогущему Богу, чем без пользы мучиться, беспокоится, досадовать, роптать. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 69
В день Введения во храм Пресвятыя Богородицы

Церковь ныне празднует Введение во храм Пресвятыя Девы Марии. Что же значит это введение? — Родители Пресвятыя Девы Марии, Богоотцы Иоаким и Анна, будучи долгое время бездетны, молили Бога даровать им дитя и, если Бог даст, обещались посвятить его Богу на житие и служение в храме.
Усердная молитва праведников не остается тщетною: Бог даровал Иоакиму и Анне дщерь, которую они назвали Мариею. Три года жила Она у них дома; на четвертом, по данному обету, Она была приведена ими во храм; тут лик поющих жрецов и левитов встретил Ее, а первосвященник торжественно благословил. Таким образом, Она осталась жить и жила неисходно до известного времени при Иерусалимском храме. Сие-то введение Пресвятыя Девы во храм ныне празднует Святая Церковь.
Итак, Пресвятая Дева Мария с трех лет начала жить в храме, с трех лет начала служить Богу. Ужели же могла быть какая-нибудь польза от столь раннего занятия? - Ужели трехлетний младенец может что-нибудь понимать и перенимать? — Не только трехлетние, даже и двухлетние и однолетние младенцы могут много понимать и перенимать.
Вы, конечно, замечали, как младенцы бывают до всего любопытны; а это есть знак того, что они хотят узнать, значит, и могут понимать; об их памяти и говорить нечего; на ней, как на мягком воске, все отпечатывается. И, в самом деле, когда дети научаются говорить, когда успевают запомнить столь различные наименования вещей? Конечно, в младенчестве. Когда успевают узнать те пороки, которые они обнаруживают, когда приходят в возраст? Опять в младенчестве. Так, слушатели, почти все то остается на всю жизнь в детях, что они видят и слышат в младенчестве. И потому, чему вы хотите со временем учить детей, то надобно внушать им и тогда, когда они бывают младенцами. Пусть они заблаговременно приучаются видеть и слышать это; пусть, по крайней мере их уши и глаза привыкают к этому, чем со временем должны заниматься их умы и сердца.
И потому-то родители Пресвятой Девы Марии премудро сделали, что так рано отпустили Ее жить в храм. Там все мирское от Нее было скрыто; Она видела и слышала Божественное; Она жила и дышала Божественным. Напротив, весьма неосторожно поступают те из родителей, которые при младенцах делают и говорят худое или позволяют другим говорить и делать непристойное. Рано еще учить их доброму, говорим мы обыкновенно. Рано! а к худому разве приучать уже время? Мы станем учить детей благочестию, когда у них откроются понятия; а много ли будет пользы от этого учения? Мы тогда будем словами сдерживать их от того, чему давно научили делами. Мы не учить только их будем, а отучать от того, к чему они давно привыкли, смотря на пример других.
Итак, слушатели, будем, как можно, осторожнее вести себя при младенцах; а мы все имеем случай часто быть с ними. Будем вести себя осторожно при младенцах, чьи бы они ни были; — свои или чужие; за своих и чужих мы равно дадим ответ Богу. Положим, что они и ничего не понимают, но у них открыты глаза, у них отверсты уши; и потому будем удерживаться от худого, чтобы они не видели и не слышали; не будем приучать ушей и глаз их к худому. И нам лучше будет на том свете, если они спасутся; и нам отраднее будете если они по смерти не пойдут в ад, в сие место мучений вечных. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 70
В день Введения во храм Пресвятыя Богородицы

Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася.

При воспоминании вхождения в храм Пресвятыя Девы Богородицы, мне пришло на мысль наше хождение в храм Божий. Как, должно быть, св[ятые] Ангелы удивляются, когда видят некоторых христиан, входящих в храм Божий. Ах, слушатели, некоторые из нас приходят сюда иногда с такою злостью и злобою в душе, что и мы, недостойные, не можем не удивится, как это они такими входят, такими стоят и остаются такими злыми, злобными. У нас в храме Божием присутствует Бог Своею благодатию, всеблагий, всемогущий Бог, и потому здесь столько всего святого, освящающего, радующего, утешающего, что, кажется, невозможно бы злому и злобному не успокоиться, не оставить своей злобы и злости. Итак, что же это значит, что некоторые христиане и в храме Божием не перестают злиться и злобствовать на других? - То и значит, что они забывают, что в храме Божием невидимо присутствует Бог. Стоя здесь, они о Боге и не думают, не молятся Ему или, молясь, знаменуя себя крестом, поклоняясь пред иконами, они Его в мыслях вовсе не имеют и сердцем к Нему вовсе не обращаются. Да, так. Что мы можем злиться и сердиться, это, конечно, понятно; понятно,- мы родимся с наклонностью ко злости, к злу; но это решительно непонятно, можно сказать, неестественно, как это стоять в храме Божием, в этом жилище Божия мира, и — не успокаиваться, не переставать злиться; молиться Богу, Богу любви,- и не утихать, не забывать злобы!… Что-нибудь одно из двух: или, став на молитву, ты тотчас перестаешь злиться, злобствовать; или ты вовсе не имеешь в мыслях Бога, когда молишься. Кто открывает глаза на свет, тот освещается; и кто обращается душою к Богу, тот непрестанно успокаивается. Нельзя иногда на иного не рассердиться, но нельзя же и не забыть зла, когда вспомнишь о Боге и молишься Ему, всеблагому, всемогущему. От иного человека, в иное время, как от холода, дрожит наша душа; а Богом, как Солнцем, всегда она согревается.
Что же мне делать, когда я не могу не сердиться, не могу оставить злобы — то и делать, чего ты не делаешь: оставив всякое житейское попечение, ты должен обратиться весь к всеблагому и всемогущему Богу. Когда от души молишься Богу, особенно когда молишься Ему в храме Божием,- бываешь так доволен, мирен, покоен, успокаиваясь благодатию и милостью Божией, что все забываешь, перестаешь злиться на человека, как бы много ни наделал он тебе зла. Злятся и зло помнят только люди робкие, боящиеся за себя, недовольные собою, непокойные духом.
Помни же, слушатель, отчего ты бываешь зол и сердит: оттого, что не молишься всеблагому и всемогущему Богу, или молишься не от души. А помня это, не забывай, что и Ангелы и люди удивляются, как это ты и в храме Божием не оставляешь своей злости и злобы на других. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 71
В день Благовещения Пресвятыя Богородицы и в святую Великую Субботу

Не знаю, что сказать вам в нынешний день, слушатели благочестивые! Сказать ли: «Плачьте»! Но вы скажете: «Как же плакать нам, когда ныне радость возвещена всей вселенной?» Сказать ли: «Радуйтесь!» Но другие скажут: «Как же радоваться, когда Иисус Христос, наша радость, ныне во гробе?» — При таком недоумении вот что пришло мне на мысль: можно ли заставить того человека радоваться, который вовсе не расположен к радости? Конечно, трудно. Можно ли заставить того человека плакать, который вовсе не расположен к слезам? Тоже трудно, Так пусть ныне расположение каждого остается таким, каково оно есть: надобно только дать этому расположению должное направление.
Ты ныне расположен радоваться, — радуйся; ты ныне расположен плакать, — плачь. И плач, и радость нынешнему дню весьма приличны. Когда слышишь Ангела, благовествующего Деве Марии, что от Нее родится Сын Божий, — плачь; ибо твои грехи низвели Сына Божия на землю, где Он должен был за тебя претерпеть разные мучения: можно ли от этого не плакать? Когда ты видишь Спасителя мира, бездыханно лежащим во гробе, опять плачь; ибо за твои грехи Он умер такою смертию: можно ли при этой мысли удержаться от слез? Но ты не расположен к слезам, — так радуйся. Радуйся, когда слышишь, что Ангел благовествует Деве Марии зачатие Сына Божия; ибо Сын Божий приемлет от Нее плоть человеческую для тебя, для твоего спасения, для избавления тебя от греха, проклятия и смерти: как этому не радоваться? Радуйся, когда смотришь и на гроб Спасителя; ибо во гробе погребены твои грехи, погребена твоя вечная смерть: можно ли при этой мысли не исполниться радостию?
Хотите, слушатели, на опыте видеть, что радость и печаль равно Богу приятны? Выслушайте следующее происшествие (см. пролог на 15-е апреля): Два инока, однажды вышедши из своего монастыря, впали в тяжкий грех. И святые падают; но они скоро восстают. И сии иноки скоро одумались, тотчас возвратились в свою обитель и открыли грех настоятелю. Настоятель, по обыкновению, положил им приличное наказание, именно такое: они несколько времени должны были прожить в разных кельях, никуда не выходя и питаясь хлебом и водою. Когда они так прожили положенное время, настоятелю монастыря было свыше открыто во сне, что согрешившим инокам все прощено. Настоятель на следующий день велел освободить их из заключения. И вот, они явились к нему; но какая чудная разность была между ними! Один из них был свеж и полон лицом, как будто он питался самою вкусною пищею; другой, напротив, был сух и слаб, как будто он целый год ничего не ел. Удивляясь этому, настоятель спросил первого: «Что ты делал в своем заключении?» — «Я,- отвечал он,- день и ночь радовался; и благодарил Бога что Он не дал мне погибнуть во грехе, а сподобил раскаяться». «А ты что делал?» - спросил другого. — «А я,- отвечал тот,- непрестанно все плакал о своем грехе и просил у Бога прощения».
Итак, вот как: один радовался, а другой плакал, а оба получили равное от Бога прощение. Значит, и радость Богу приятна, когда человек радуется тому, чему должно, и о том, о чем следует печалиться (2 Кор. 7,8—11).
Так, слушатели, и в нынешний день, и во всякое время, если хотите радоваться, радуйтесь; если плакать, плачьте: только и ныне, и всегда радуйтесь о Господе, а плачьте о своих грехах. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 72
В день Благовещения Пресвятыя Богородицы

Благовестите день от дне спасение Бога нашего.

В день Благовещения Пресвятыя Богородицы, я, как пастырь Церкви, от лица Бога вам, христианам, чадам Церкви православной, благовествую, что вы чрез Иисуса Христа спасетесь, наследуете Царствие Небесное, будете в раю радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. Еще послушайте внимательнее сие благовестие Божие: вы все чрез Иисуса Христа непременно спасетесь, непременно наследуете Царствие Небесное, непременно будете в раю радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. О, я рад каждый день, каждый час твердить вам о сем благовестии.
Радуется ли сердце твое, слушатель христианин, при сём благовестии? Или ты еще недоумеваешь и, размышляя сам с собою, говоришь: как это может быть? Как я — слабый могу спастись? Как я — грешный могу наследовать Царствие Небесное? Как я — нечистый могу быть в раю, радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми? Что же тебе смущаться, что недоумевать? Иисус Христос благодатию Своею спасет тебя; Иисус Христос, по любви Своей, соделает тебя наследником Царствия Своего Небесного; Иисус Христос, по милости Своей, введет тебя в рай радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. Что же тебе смущаться, что недоумевать? Отвечай от всего сердца, как некогда Пресвятая Дева отвечала на благовестие Ангела, отвечай: буди мне по сему благовестию; верую от всего моего сердца, что спасусь чрез Иисуса Христа, наследую чрез Него Царствие Небесное; войду с ним в рай радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. Ты, видно, еще не понимаешь, не знаешь, какую силу имеет вера? Ведь как только ты скажешь: от души верую, что спасусь чрез Иисуса Христа,— тотчас сойдет на тебя благодать Св[ятого] Духа, и ты почувствуешь в себе перемену, в душе; твоей начнется уже спасение твое; ты уж так и начнешь себя вести, так станешь и мыслить, и желать и чувствовать, как следует спасающимся, как прилично наследникам Царствия Небесного, как должно всем тем, которые готовятся в раю радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми.
Ты, видно, еще не знаешь какую силу имеет вера? Пресвятая Дева Мария, до благовестия Ангельского, не только не могла подумать, что может родить Спасителя, — но и желать этого не смела. Она, как говорит предание, за величайшее блаженство считала для себя быть рабынею той Девы, которая имела родить Спасителя; но когда явился к Ней Ангел и сказал, что Она зачнет и родит Спасителя, и когда Она приняла с верою сие благовестие Ангела,- тотчас, в эту самую минуту Дух Святый сошел на Нее, сила Вышняго осенила Ее, и Она зачала в утробе Своей.
Что же смущаешься, что недоумеваешь о своем спасении ты, христианин? Скажешь: да это невозможно: я и подумать не смею, что я наследую Небесное Царствие, что я буду в раю, буду с Ангелами радоваться, буду со святыми блаженствовать? Невозможно? Оттого и невозможным тебе представляется, оттого ты и не смеешь подумать, что ты не имеешь веры во Иисуса Христа, Спасителя твоего. Да, веры в Иисуса Христа, Спасителя, в тебе нет, оттого невозможным тебе и представляется, что ты чрез Иисуса Христа, твоего Спасителя, спасешься. Без веры в Иисуса Христа, действительно, спастись невозможно; кто не имеет веры в Иисуса Христа тот не наследует Царствия Небесного, тот не будет в раю радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. Начни же веровать, и ты зачнешь спасение, и тебе возможным покажется быть наследником Царствия Небесного, и ты будешь проливать слезы радости о том, что ты можешь в раю радоваться с Ангелами и блаженствовать со святыми. «Иже веру имет и креститися, той спасен будет»,- сказал Сам Спаситель наш. Спасен будет, т.е. наследует Царствие Небесное, с Ангелами будет радоваться, со святыми будет блаженствовать.
Что же ты смущаешься, что же недоумеваешь? Подойди поближе к иконе Спасителя; взгляни на святое лице Его и скажи, скажи только: я от грехов моих спасусь чрез Тебя, мой сладчайший Иисусе? - скажи, и у тебя польются т слезы, которыми омываются грехи наши; и ты в радости воскликнешь; верую, Господи, помози моему неверию.
Итак, слушатели христиане, веруйте, от всей души веруйте тому, что мы спасемся чрез Иисуса Христа, что мы наследуем чрез Него Царствие Небесное, что мы войдем за Ним в рай, и будем там, по любви Его к нам, радоваться с Ангелами и блаженствовать со святыми; веруйте сему благовестию сами, благовествуйте и другим о сем. Может быть, спросит кто-нибудь: где мне взять эту веру, если у меня ее нет? Как уверую я от всей души, когда не могу веровать так, и что мне делать когда у меня очень часто слабеет моя вера?
Как уверовала Пресвятая Дева Мария, что Она зачнет и родит Спасителя? Чрез благовестие Ангела. Как только выслушала Она благовестие Ангела, — тотчас и уверовала. И у тебя, слушатель, есть Ангел благовестник — Св[ятая] Православная Церковь.
Слушай же благовестие Св[ятой] Церкви о твоем спасении,- и в тебе вера родится, и день ото дня будет возрастать, укрепляться. У тебя оттого и нет веры или слаба вера, что ты или не слушаешь, или редко слушаешь глаголы о твоем спасении, благовествуемые Св[ятой] Церковью, или, может быть, и оттого, что еще время не пришло зачаться в твоей душе спасению. Не переставай же слушать благовестие Св[ятой] Церкви: и рано ли, поздно ли, родится в тебе вера, и ты непременно спасешься. В благовестии Св[ятой] Церкви всегда заключается сила спасительная, сила благодатная; но эта сила не всегда и не всяким вдруг усвояется.
Так, слушатели, будем слушать благовестие Св[ятой] Церкви и слушаться Ее св[ятого] благовествования,- и мы услышим о нашем спасении, и мы уверуем в нашего Спасителя, и мы научимся спасению, и мы спасемся, наследуем Царствие Небесное, будем радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми: мы и здесь на земле будем много иметь случаев радоваться и веселиться.
Внимая ныне благовествованию Св[ятой] Церкви о Тебе, Матерь Божия, Матерь нашего Спасителя, мы радуемся; услыши наше радование; Архангельский глас вопиет Тебе, Чистая: радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 73
В день Успения Пресвятыя Богородицы

Не веселый предмет избираю я для нынешнего радостного дня: я хочу побеседовать с вами о смерти. И чаще бы нам надобно беседовать о ней, слушатели благочестивые. Ведь думай — не думай, а от смерти не убежишь; так уж лучше думать. Чем чаще будем думать о смерти, тем меньше будем ее бояться. Мы оттого именно слишком боимся смерти, что редко об ней думаем, или думаем не так, как должно.
И подлинно, что страшного в смерти, если посмотреть на нее с лучшей точки зрения,- так, как должно смотреть? Скажи, отчего ты так боишься смерти? Оттого, скажешь, что мне хочется пожить, мне жизнь еще не наскучила. Так, желать жить очень нам естественно: животные бессловесные — и те не любят умирать. Но рассуди, разве смерть отнимет у тебя жизнь? Ведь ты и по смерти будешь жить. Ибо что такое значит умереть? Умереть — то же, что перейти из старого, худого дома в новый, хороший: смерть есть переборка с одного места на другое. Что же в ней страшного?
Ты скажешь: мне хочется пожить на земле; здесь мои родные, здесь мои друзья, здесь мои удовольствия, здесь все мое, что я так люблю. Как же мне не бояться смерти, которая все это от меня отнимет? - Но рассуди, все ли отнимет у тебя смерть? Родные твои и по смерти будут с тобою, друзья — тоже. Да, кого мы теперь любим искренно, с кем нам теперь жить приятно, с теми и по смерти мы не разлучимся: смерть еще теснее соединяет людей, взаимною любовию между собою соединенных. Не скорби же, сердобольная мать, при разлуке с детьми,- они и там будут с тобою. Не сокрушайся, любящая жена, о своем супруге,- ты и там будешь неразлучна с ним. Не печальтесь и вы, нежные друзья,- вы и там будете друзьями. Да, всякий из нас при смерти может и должен говорить всякому: до свидания! Что же касаётся до мирских удовольствий, которые смерть у нас отнимает, то они не стоят того, чтобы говорить об них; по смерти будут свои удовольствия — такие, каких только душа желать может. После сего, что же бояться смерти?
Ты скажешь: я боюсь потому, что я грешник, а грешникам по смерти худо,- там ожидают их мучения. Вот эта причина твоей боязни основательна; грешникам по смерти, точно, худо. Ах, и в самом деле, слушатели, как мы явимся на тот свет с нашими грехами? Грехи и здесь иногда нас мучат, тревожат, беспокоят, а там и вовсе не дадут нам покоя. Теперь мы еще не видим их вполне, а там они представятся во всей своей гнусности; теперь мы многих своих грехов и не знаем, и не сознаем, а там все узнаем, все они придут на память, и ни от одного из них не откажемся. Так грешнику при воспоминании о смерти, точно, есть чего бояться. Но и тут рассуди: смерти ли ты должен бояться? Нет не смерти, а грехов, омывай их слезами покаяния, заглаждай добрыми делами; а смерти не бойся. Грешить бойся, а умирать нечего бояться.
Но ты скажешь: что же мне делать? Я грешить не боюсь, искреннего покаяния не приношу, дел добрых не делаю. Как же я могу не бояться смерти? - О, если ты таков, то я даже советую тебе бояться смерти; если ты точно грешить не боишься, покаяния не приносишь, добрых дел не делаешь, то трепещи; люта смерть таких грешников. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 74
В день Успения Пресвятыя Богородицы

Когда Божия Матерь открыла своим родственникам и знакомым, что она скоро умрет, и когда те стали плакать, то Она в утешение им сказала: не плакать, а радоваться вы должны, когда Я умру; ибо по смерти Я ближе буду к престолу Божию и, беседуя лицом к лицу с Богом, Сыном Моим, удобнее умолю Его о вас и скорее милости испрошу у Него вам.
Слушатели христиане! Можем ли и мы, когда будем умирать, тем же утешать родственников и знакомых наших, чем утешала Матерь Божия? Может ли перед смертию всякий из нас говорить: не плачьте, не скорбите, когда умру я: вам и без меня будет хорошо; я там буду молиться за вас: там удобнее мне будет молиться за вас.
Можем так говорить, так утешать. Если мы здесь, среди суеты мирской, среди хлопот домашних, молимся с усердием, от чистого сердца о наших родных и знакомых, то отчего же по смерти не можем делать того же? Тогда нам еще удобнее будет молится, тогда нас ничто не будет отвлекать от молитвы. Да, если мы теперь желаем от всего сердца добра нашим родным и знакомым, так, что готовы и по смерти желать им и молится о них, то ничего не воспрепятствует нам тогда молится. Сердечные желания со смертию не прекращаются, а остаются с нами.
Только разве тот по смерти не в состоянии будет молиться о родных и знакомых, кто здесь об них не молится. К чему здесь человек не приобретает навыка, того и там по смерти делать не может.
Итак, слушатели, при воспоминаниях о наших умерших родных и знакомых, не будем забывать того, что они там молятся за нас. Только будем напоминать им о том, чтобы они там молились за нас, т.е. будем сами здесь о них молиться. Если мы забудем их в своих молитвах здесь, то и они могут забыть молиться за нас там.
Царица Небесная, Мати Божия! Умирая, Ты обещалась помолиться не только о родных и знакомых Твоих, но и о всем мире, о всех людях. Ты и молишься о нас. Твоими молитвами мы живем и спасаемся.
Не переставай же молиться о нас, не переставай изливать милости Божии на нас. Мы только тем и утешаемся в жизни, что Ты о нас молишься. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 75
В день Покрова Пресвятыя Богородицы

Известно вам, слушатели, как некогда израильтяне странствовали по Аравийской пустыни: и пустыня та была непроходима, и солнце жгло там пламенно, и потому Бог дал им облачный столп, который, носясь в воздухе, показывал путь, куда идти, и вместе укрывал от солнечного зноя. Бог любил тогда Свой народ и вел его в землю обетованную, и потому дал ему такого чудного руководителя и защитника.
Слушатели христиане! И нас Бог любит не меньше израильтян. И мы имеем подобный облачный столп,- Пречистую и Преблагословенную Деву Марию. Она — наша руководительница и заступница в жизни, в сем месте мрака и юдоли плача. Она нам — столп огненный, наставляющие во тьме, и покров миру, ширший облака. Она молния, души просвещающая, и гром, врагов устрашающий. Она райских дверей отверзение, и от всех бед избавление. Она невидимых врагов мучение и обуреваемых пристанище. Она человеков исправление и бесов ниспадение. Словом, Матерь Божия и от зноя несчастий нас укрывает, и в землю обетованную — на небо нас вводит, и вечное спасение нам доставляет, и от временных скорбей нас избавляет.
Так, некогда видели Ее на воздухе с омофором в руках, молящуюся за весь мир. Это было во Влахерне и именно в нынешний день. Христиане тогда, как и мы теперь, стояли в церкви и молились. Между ними были святой Андрей, Христа ради юродивый, и Епифаний ученик его. Вдруг под сводами храма является Божия Матерь, окруженная Ангелами и святыми мужами. Видя это и как бы не доверяя своим глазам, святой Андрей обращается к Епифанию и спрашивает его: видишь ли, брате, Ходатаицу мира? Вижу, святой отче, отвечает Епифаний, вижу и ужасаюсь. После этого видения Церковь положила праздновать Покров Пресвятыя Богородицы.
Слушатели благочестивые! Мы не видим Божией Матери; мы и не достойны Ее видеть; Она является святым, а мы — грешники. Но Ее образ пред нами. Итак, к нему ныне прилежно притецем, грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: о, всепетая Мати! Ты некогда в нынешний день покрыла омофором христиан, стоявших в церкви: покрой и нас кровом крыл Твоих; защити от видимых и невидимых врагов, избави от временных и вечных зол. Мы, и не видя Тебя, будем светло праздновать Покров Твой святой. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 76
В день Знамения Пресвятой Богородицы1

От св[ятых] икон (чтимых Православною Церковью) бывают нередко знамения, сверхестественные явления. Мы ныне вспоминаем одно из таковых, бывшее от иконы Божией Матери в Новгороде в 1170 году. Неприятели сильные тогда напали на Новгород. Новгородцы, не имея сил отразить их, обратились с молитвою к Богу. Все молились, особенно бывший тогда архиепископ Иоанн. Люди благочестивые всегда больше всех беспокоятся и всех усерднее молятся во время общественных бедствий. Св. Иоанн, молясь ночью у себя дома об избавлении города от неприятелей, услышал глас, который повелел ему взять из одной церкви икону Божией Матери и выйти с нею на стены города. Так он и сделал. На другой день, в сопровождении духовенства и народа, он вынес святую икону и стал на стене города прямо против неприятеля. Духовные пели священные песни, народ со слезами молился; а враги все нападали и стреляли. И вот, одна пущенная ими стрела попадает в святую икону, и икона, дотоле обращенная к врагам, вдруг сама собою обращается к городу. Святой Иоанн, воззрев на святую икону, увидел из глаз ее текущие слезы.
Пораженный сим видением, он воскликнул; О, Царице, являеши нам известное знамение, яко со слезами молимся к Сыну Твоему и Богу нашему о избавлении города. А народ, при таком знамении иконы Божией Матери, возопил к Богу: Господи, помилуй; и тотчас напал страх на врагов, и их покрыла тьма, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, видя смятение в рядах неприятелей, смело вышли против них и одержали победу над ними. В воспоминание сего знамения и чуда от святой иконы Божией Матери установлен в 27-й день ноября праздник Знамения Пресвятой Богородицы.
Слушатели христиане! Знамения и чудеса от святых икон бывают для того, без сомнения, чтобы мы видели, что почитать святыя иконы, поклоняться им, молиться перед ними Богу и святым Его есть дело святое, богоугодное. Бог по молитвам молящихся, являет эти знамения и чудеса от, святых икон; значит, Богу угодно, когда мы не просто; только молимся, но молимся Ему и Его святым перед иконами, почитая их, поклоняясь им, принося им кадило с фимиамом, возжигая перед ними свечи и елей.
И как же не молиться пред святыми иконами? Не иметь их нам нельзя; нехорошо, неблагодарно с нашей стороны.
Как, например, не иметь нам иконы Спасителя, Господа Бога нашего, когда мы и простых людей изображение, родных, благодетелей изображения имеем у себя ж храним их с почтением, с уважением.
А имея у себя святую икону, как не вспоминать того, кто на ней изображен! А вспоминая пред иконами Бога и святых Его, можно ли в это время не молится, не преклонять колен перед ними?
Нет, не умолчим никогда глаголати силы и знамения, от святых икон происходящие: мы с большим дерзновением тогда молимся Богу и святым Его, перед иконами когда воспоминаем об этих знамениях.
Слушатели христиане! Мы ныне находимся в таких же обстоятельствах, подобных новгородским; и на нас враги нападают. Но что я говорю в подобных? Нет, так, как на нас теперь нападают, никогда, нигде ни на кого еще не нападали враги. Страшно нападают на нас они, жестоко нападают. Молитесь, слушатели усерднее молитесь, и дома, и в церкви, и днем, и ночью молитесь, со слезами молитесь: страшны, сильны, жестоки враги наши. Ах, не наши слезы только нам теперь нужны, а слезы святых, молящихся о нас.
Царица небесная! каплю слез Твоих, которые Ты пролила о Новгороде, одну каплю пролей о нас к Сыну Твоему, и мы спасены будем. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 77

Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем (Лк.1,46,47).

Чудная песнь, восхитительная песнь, Божественная песнь! Так и радуется сердце, когда поют ее. Видно, от большой радости она воспета. Да, действительно, от большой радости. Ведь эта песнь Пресвятыя Девы Богородицы: это Она так радовалась о Бозе Спасителе, когда Он призрел на смирение Ее; это Она так величала Господа, вскоре после того, как приняла благовестие от Ангела. Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем.
Но, слушатели, эта песнь Богородицы воспета была Ею здесь долу, на земле. Как же чудны, как восхитительны должны быть Ее песни там, горе, на небе, где Она зрит Своего Господа лицем к лицу… О, послушал бы тех горних, небесных Ее песней! Послушал бы, как Она там вместе с Ангелами воспевает Господа и вместе со святыми радуется о Боге Спасителе! Послушал бы, как теперь там, подражая Ей, как Ликоначальнице, тысячи тысяч и тем голосов, раздаваясь в бесчисленных местах и разливаясь, подобно морским волнам, по беспредельному пространству, сливаются, наконец, в один радостный голос и составляют одну хвалебную песнь!… О, какой чудный, восхитительный хор услышали бы мы!… А придёт время услышать; и, о, когда бы поскорее наступило это вожделенное время! Некоторые из нас, может быть, и сами присоединятся там к лику поющих; и, о, если бы всех нас сподобил сего Господь молитвами Пресвятыя Девы Богородицы! Да, придет это вожделенное время. И почему не желать нам ускорения его?
Не желать? Не желать неба? - Но разве мы не для неба сотворены? Разве не для неба мы здесь живём? Разве не на неба мы должны каждую минуту готовиться? Разве не для неба мы должны день и ночь трудиться? Разве не на неба мы должны устремлять и ум и сердце? «Горняя мудрствуйте»,- пишет Апостол Павел. Не желать неба? Да разве это естественно? Как же из темницы не желать на волю? Как же из мрака не проситься на свет? Как же в земле чуждой не плакать по стране родной? — «Увы мне, яко пришельствие мое продолжится»,- взывал, и, конечно, не один раз, царь-пророк. Не желать неба? Но неужели это возможно, как подумаешь о том, что там на небе? - Ах, ведь там наш сладчайший Иисус прекраснейший из всех сынов человеческих; там наша Владычица Пресвятая Дева Богородица, честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим! А сами серафимы и херувимы, а архангелы и ангелы, а пророки, апостолы, святители, преподобные, мученики, и ведь они все там в Царствии Отца Небесного! Не желать неба? — Да чего же лучшего мы можем и желать себе? Разве желание неба не самое святое желание? — Чем больше мы будем желать неба, тем меньше будем привязываться к земле (а нам вовсе бы к ней не надобно привязываться); чем чаще будем вздыхать о жилище святых, тем реже будем ходить в собрание грешников (а нам и никогда бы не надобно туда ходить); чем сильнее будем плакать о сладостях райских, тем противнее нам будут удовольствия земные. О, Царица небесная! Обрати все желание наше к небесному; возвыси всю нашу душу к горнему; истреби в нас всякую плотскую страсть; умертви всякую нашу привязанность к земле. Что нам в этой земле. Она чужая нам сторона. Небо — наше родное отечество. О, там так хорошо, так светло, так отрадно, там такие чудные красоты, там такое восхитительное пение!
Будем, слушатели благочестивые, будем больше желать неба? будем сильнее вздыхать о красотах вышнего Иерусалима, о песнях горнего Сиона.
Так, желание неба есть самое святое желание. Желай от всей души туда, только с терпением ожидай исполнения сего желания; радуйся, Если бы скоро тебе нужно было оставит сей мир: только будь готов с радостно оставаться и здесь, если угодно святой воле Божией; желай скорее ко Христу, только желай со Христом и о Христе; желая чаще песней небесных, только не переставай на земле петь Господеви.
И еще обращаемся к тебе, Пресвятая Дева Богородица; мы и никогда не перестанем к Тебе обращаться! Отверзи нам вход в Царствие Небесное, чтобы мы, спасенные Тобою, и там могли петь Твою чудную песнь: «величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем». Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 78

Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем (Лк.1,46,47).

И еще в основание моего слова я возьму песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем». И еще повторяю я эту песню: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем». О, я непрестанно всем пел бы: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем».
Такова, слушатели, наша душа: она любит радоваться о Боге; она и тою песнею не может нарадоваться, в которой воспевается радость о Нем. Бог — неисчерпаемый источник радости для нее; она готова всегда, готова непрестанно радоваться о Нем.
Отчего же так непродолжительно, так мало, так мгновенно мы радуемся о Боге, Что же препятствует нам всегда, непрестанно радоваться о Нем?
Грехолюбивая плоть препятствует, грехолюбивая плоть, с которою соединена наша душа: не понимая, не чувствуя, что есть радость о Боге, она не дает и душе радоваться о Нем.
Так, душа, доколе ты соединена с грехолюбивою плотью, не жди себе полной и постоянной радости о Боге. Пошлет Бог тебе сию радость, радуйся; не даст тёбе плоть радоваться, плачь и лей слезы, плачь и лей слезы о том, что тебе плоть не дает радоваться о Боге. Ах, если бы знала, как твои слезы по Боге дороги для Него и спасительны для тебя, — ты бы день и ночь стала плакать, ты бы стала постель смачивать этими слезами! Ведь эти слезы хранятся у Бога, как святыня, каждою каплею их дорожит Он, как драгоценностью. Да, Бог любит, когда мы радуемся о Нем; но Он не менее любит, когда мы и плачем по Бозе. О, Ему все наше дорого, что только мы делаем для Него. Итак, плач, проливай слезы, когда грехолюбивая плоть не дает тебе радоваться о Бое.
Но, увы, Господи, плоть и здесь препятствует нам: ей и слезы наши о Тебе неприятны, она и плакать о Тебе не дает нам… О, когда мы избавимся от неё? Когда она ни в чем не будет препятствовать нам? Когда мы узрим Тебя, Господи, и возрадуемся, и радости нашей никто не отнимет у нас? Когда мы от своего лица вечно будем петь песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем?» Царица небесная! Ускори молитву, потщися на умоление: преложи нас от уз подаждь нам и спасение. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 79

Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем (Лк.1,46,47).

Начиная и сие слово к вам песню Богородицы, я не думаю, слушатели, наскучить вам ею: это — такая, песнь, которую никогда не скучно повторять; она исполнена такой радости, что и в самые горькие минуты ты возрадуешься духом, если только достанет у тебя сил петь ее. Итак, мы теперь радуемся, когда поем эту песнь; какою радостью было исполнено сердце Пресвятой Девы Богородицы, когда Она в первый раз воспела эту песнь? Не нашему нечистому сердцу чувствовать эту радость: высоту ее могут понимать только Ангелы Божии.
Но вот, слушатели, еще песнь, которая пришла мне тёперь на мысль, песнь, которую Святая Церковь поет от лица Пресвятыя Девы Богородицы. Ах, от одного воспоминания об этой песне наполняется сердце скорбью! Послушайте ее: «Увы мне, Чадо мое, увы мне, Свете мой, Утроба моя возлюбленная…» Вам не нужно сказывать, к кому была обращена эта плачевная песнь: так плакала Матерь Божия, когда стояла пред бездыханным телом Сына Своего и Бога. О, кого не поразит скорбью сия скорбная песнь? Какою же скорбью было преисполнено сердце Матери Божией, когда Она так скорбела! Не нашему сердцу знать эту скорбь: глубину ее могли чувствовать только разве стоявшие при кресте умершего Господа Иисуса.
Итак, слушатели благочестивые, в настоящей жизни и Матерь Божия много страдала; можем ли же мы так здесь жить, чтобы нам все радоваться, все веселиться? Нет, надобно и нам скорбеть и страдать: без скорбей и страданий никому нельзя войти в Царствие Небесное. Матерь Божия после радости благовещения не много в жизни видела радостей. И ты, христианин, после радости жди себе какую-нибудь скорбь, непременно жди, ибо она непременно придет, ибо она для тебя спасительна. Такой у Промысла Божия закон для ищущих спасения: после радости непременно бывает скорбь. Такой у Бога порядок и в видимой природе: после ведра следует ненастье.
Что же это значит? Почему Богу угодно, чтобы мы в жизни испытывали так много горя? У Бога все премудро устроено, и все для нашего спасения все для нашего блаженства.
Не дает Бог нам на земле много радоваться, чтобы мы слишком не привязывались к земному; посылает нам в жизни Бог часто скорби, чтобы нам не слишком тяжело было расставаться с жизнью; не дает Бог нам много веселиться на земле, чтобы нам веселее было жить на небе. Да на небе весело; но еще веселее нам будет там, когда мы здесь на земле побольше пострадаем, поплачем, поскорбим ради Господа. Нынешняя временная наша скорбь готовит нам вечную радость на небе; нынешнее наше горе есть семя будущего нашего веселия; и потому, Чем больше у кого горестей и скорбей, претерпеваемых ради спасения,- тем больше у того будет там утешения и радостей. Тяжело скорбеть в жизни, утомительно трудиться; зато там весело будет радоваться, зато там сладко будет покоиться.
Царица небесная! Мы готовы бы умолять Тебя, чтобы Ты послала нам больше бед и скорбей, когда они так нужны и спасительны для нас; но, Мати Божия, Ты, знаешь, Ты испытала, как тяжело бедствовать и скорбеть, и поэтому молим Тебя, Радосте всех скорбящих, спаси нас от бед и скорбей; а если уж нам нужны беды и скорби, если не неизбежны,- то помоги нам терпеливо переносить эти беды и скорби. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 80

И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет: и бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет (Лк. 1,40,41).

Пресвятая Дева Мария, вскоре после благовестия Ангельского Ей о рождении Ею Сына Божия, ходила в город Иудов, к родственнице своей Елизавете, жене праведного Захарии. И вот что произошло в доме Захарии с Ее прибытием. Когда Она вошла в дом и сделала приветствие Елизавете, тотчас младенец во чреве Елизаветы радостно взыгрался, и Елизавета исполнилась Духа Святаго. Видите ли, слушатели, как от присутствия и приветствия Благодатной приветствуемая исполнилась Божией благодати. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет.
Такова благодать Духа Святаго: от одного она может сообщаться, переходить к другому; от человека благодатного, чистого, святого и место, где он бывает, исполняется чистоты, святости, благодати. Благодать Божия, сила Божия невидимая, видимо проявляется, отражается в наружности человека благодатного: она сияет в его взорах, слышна в его речах, видна в его лице; благодатный и дышит, можно сказать, благодатию, и от одежды благодатного исходит благодать. И потому блажен дом, в котором есть хоть один человек добрый, чистый, благодатный. Как от благовонного фимиама, в одном месте находящегося, по всему дому распространяется благоухание, как от одной горящей свечи вся горница освещается светом,- так от одного добродетельного, благодатного по всему дому благоухает благодать, и светит всем ее свет. Так удобосообщаема благодать Божия! Кстати скажу: также, к несчастию, удобосообщаемы и пороки. И пороки удобно и легко переходят от одного человека к другому; от порочного самый невинный может заразиться пороками. Как бы ни был порок скрытен, он непременно обнаруживается, проявляется во внешности порочного. Порочный и дышит зловонием порочным, и от одежды его исходит зловоние порочное. Самый воздух там, где живут порочные, наполняется зловонием порочным. И потому великое несчастье для дома, когда есть в нем хоть один человек, предающийся порокам. Порочного, как огня, надобно остерегаться, как заразы, бояться. С порочным долго бывать, часто обращаться опасно. Самая заразительная и прилипчивая болезнь — пороки. Да сохранит нас Господь Бог от дружбы и сожительства с людьми порочными!
Слушатель христианин! Икону Божией Матери имей у себя в доме, где живешь ты, непременно имей. С Ее присутствием будет обитать у тебя в доме благодать Божия. Где икона благодатная, там есть благодать. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 81

Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие,Господь с Тобою…

Радостное намереваюсь сказать вам, слушатели, в нынешний радостный день. Что же скажу?
Скажу вам, что Апостол Павел писал к Солунянам: «Всегда радуйтесь» (1 Солун.5,17). Всегда, всякий день, всякий час, всякую минуту радуйтесь, как Ангелы на небе, как святые пред престолом Божиим. - Скажете: это невозможно. Как можно всегда радоваться? Есть тысячи к тому препятствий в жизни: есть тысячи случаев, которые заставят невольно плакать, скорбеть, сокрушаться. — А я скажу: Если бы невозможно было всегда радоваться, Апостол Павел не написал бы к Солунянам, чтобы они всегда радовались. Значит, можно всегда радоваться, при всех препятствиях. Как же это? - Послушайте.
Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с То6ою; мы часто поем так. Слова этой песни — радуйся Благодатная, Господь с Тобою — сказал, как известно, Пресвятой Деве Марии Архангел Гавриил. Видите, слушатели. Архангел Гавриил, сказав Пресвятой Деве, чтобы Она радовалась, тотчас прибавил, что с Нею Господь. Радуйся, благодатная; как Тебе не радоваться? С Тобою Господь. Итак, надобно только всегда помнить нам, что Господь с нами, — и мы всегда будем радоваться, будем всегда веселы, покойны. С кем Господь, источник всякой радости, тот не может не радоваться. Ведь и Ангелы на небе, и святые перед престолом Божиим всегда веселы покойны, отчего? Именно оттого, что Господь всегда с ними, что Отца небесного всегда видят они пред собою. Так это несомненно, верно, что если мы всегда будем помнить что Господь с нами, то будем всегда радоваться, всегда будем покойны, веселы. Но помнить-то это всегда мы не можем, иногда невольно забываем, что Господь с нам, иногда не хотим вспомнить, что Господь с нами, иногда, с намерением забываем, что Господь с нами — чтоб мысль эта не мешала нам жить во грехах. При мысли о Боге слишком страшно грешить.
И потому, вот что скажу тебе, слушатель благочестивы когда ты печален, не весел, когда скорбишь, унываешь, не затрудняйся узнавать, отчего это; это просто оттого, что ты забыл, что Господь с тобою. Да, Если бы я помнил что Ты со мною, Господи, я бы не скорбел, не унывал так; я бы был покоен и радовался духом; моя бы печаль в радость мне обращалась; мои бы и слезы бы для меня слезами утешения; о, я бы и при скорбях смертных весело пел тогда с царем пророком (Пс.22): «Аще и пойду посреди скорби смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси!…»
Итак, поя Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою»,- будем помнить, что и мы все бы радовались духом, Если бы не забывали, что Господь с нами.
Вот вам, слушатели, краткое слово о радости.
Обрадовало ли вас, утешило ли, успокоило ли?… по крайней мере, я, с своей стороны, желал сказать в моем слове что-нибудь такое, что могло бы вас обрадовать, порадовать, чем могли бы вы утешиться, успокоиться… Да, слушатель благочестивый, когда ты не можешь другим радостное делать, не можешь делом их утешить, успокоить,- то говори, по крайней мере, с ними поласковее, успокоительнее, говори так как-нибудь, чтобы они словах твоих ободрялись, а не трепетали.
Слово ласковое, успокоительное — ангельское слово, архангельский глас. Ангелы, когда говорят, когда возвещают кому что, покой и радость в душе оставляют… Слово ласковое, успокоительное — слово ангельское, а жесткое, неуспокоительное слово — не ангельское слово. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 82

Пресвятую, пречистую… со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Что будет? Что если случится то, чего я боюсь, чего мне так не хочется? О будущем все мы более или менее думаем. И нельзя не думать о будущем, особенно нельзя не думать о нашем будущем по смерти. Подобного рода вопросы часто занимают нас, смущают, тревожат, беспокоят.
Что будет со мною? Чем и как мне спастись от всего худого, особенно от грехов? Что будет с моими ближними, близкими моему сердцу? Как и чем они будут жить? Как и чем они спасутся от всего худого, особенно от грехов?
Подобного рода вопросы всегда занимают нас, а иногда беспокоят, страшат, мучат.
Что должно делать в таких случаях? Делайте то, что велит святая наша Церковь: молись, молись Богу Христу, молись святым Его угодникам, особенно Пресвятой Деве Богородице, — молись от всей души, от всего сердца, и предавай, поручай себя и всех, о ком молишься, Христу Богу. Что будет? Не тревожься, не думай ни о чем, говори: пусть будет то, что Богу угодно. Чем я буду жить? Бог не оставит меня Своею милостию. Как я спасусь от всего худого, особенно от грехов? Иисус Христос спасет меня Своею благодатию. Что будет с ближними моими, с близкими моему сердцу? Будет тоже, что и со мною — что Богу угодно. Будут жить тою же милостью Божией, которою я живу; будут спасаться тою же благодатию Христовою, которою я спасаюсь.
Что будет! Что будет со мною, с другими?
Непременно хорошо будет — потому, что Бог никому никогда худого не делает. Так передавайте, поручайте сами себя и друг друга и весь живот ваш Христу,- все будет хорошо.
Имеем ли право предавать, поручать себя во всем Христу Богу? Так предавать и поручать, как учит нас Святая Церковь, имеем право и непременно обязаны.
Да, если ты берешь все предосторожности, от тебя зависящие; если молишься от всей души, и если после этого предаешь — поручаешь Христу Богу и себя и других,- то будь покоен; все будет хорошо; хорошо и тебе, и ближним твоим. Бог для тех людей, которые себя Ему отдают — поручают, делает возможным и невозможное. Пусть это невозможно, чтобы было хорошо нам и ближним нашим, невозможно по нашим понятиям и соображениям, невозможно по нашим достоинствам, невозможно по нашим силам и способностям,- пусть по всему будет невозможно, чтобы могли жить хорошо и спастись от всего худого, особенно от грехов; но Бог, для Которого все возможно, непременно сделает по нашему желанию, по нашей молитве; за то сделает, что мы Ему себя поручаем, отдаем; за то, что мы на Него надеемся, Ему вверяемся. Преданность наша Богу всего приятнее Ему и всего сильнее перед Ним; сильнее перед Ним всякой молитвы, приятнее Ему всякой жертвы; она должна быть концом всякой молитвы нашей и принадлежностью всякой жертвы; ибо тогда мы приближаемся к Нему и не препятствуем Ему делать для нас все нужное, полезное, спасительное.
Предавать себя во всем Христу Богу, значит тоже, что делать для себя и для других руками всемогущего и всеблагого Бога. Да, когда ты во всем предаешь себя и других Богу, тогда Бог Сам за тебя будет все делать для тебя и для твоих ближних.
Итак, слушатели, когда вы в церкви слышите эти слова: «Пресвятую, пречистую… со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим»,- то вспоминайте при сем, что мы всегда и во всем должны предавать себя Богу, все поручать Ему, во всем на Него полагаться, все Ему доверять. Берите все предосторожности, от вас зависящие, молитесь от всей души Богу, от Которого все зависит, молитесь св[ятым] угодникам Божиим, особенно Матери Божией, и в это время вполне предавайте — поручайте себя самих и друг друга Христу Богу, и все будет хорошо, будете покойны, поживете и спасетесь.
Преданность Богу, Пресвятой Деве Марии низвела Бога Спасителя нашего на землю; спасемся и мы, непременно спасемся от всяких бед временных и вечных если поручим — предадим себя Христу Богу, Спасителю нашему. Эта-то одна преданность и спасет нас всех. Аминь.

 

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Голоушин Николай Петрович (1883-1964)

Родился Николай Голоушин в семье Чухломского купца Петра Васильевича Голоушина в 1883 году. После окончания в 1906 году Петербургской духовной семинарии, он три года служил в Петербурге учителем Закона Божия в школе для взрослых при Иоанно-Предтеченской церкви.

Подробнее...

Статьи

Ярослав Мудрый

НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ СВЯТОЙ РУСИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО КАК ДОМИНАНТА ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ БУДУЩЕГО

Аннотация: В статье, на примере государственно-церковного устройства  Киевской Руси  в период княжения святого благоверного князя Ярослава Мудрого (1034- 1054 ), раскрывается наиболее идеальная модель будущего имперского симфонического строительства «новой России». Дана, также, историческая ретроспектива тех государственных моделей, которые воплотили в прошлом возглавлявшие русское государство наследники Ярослава.
Ключевые слова: Бог, Церковь, государство, империя, общество, Ярослав, князь.

Подробнее...